[size=1em]Источник http://www.mssoil.ru/allabout/curious/7/
[/size]Классификация и спецификация масел
Существует классификация масел по вязкостно-температурным свойствам и классификация масел по эксплуатационным свойствам (назначению и качеству). В настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE.
В классификации масел по качеству и назначению в настоящее время существует одновременно несколько систем - API, ACEA, JASO, ILSAC и ГОСТ (для стран СНГ). Наряду с общепринятыми системами классификации масел Военное ведомство США (MIL) и крупные производители автомобилей и техники (OEM) выдвигают дополнительные требования (спецификации) к качеству масел.
# Классификация SAE
# Классификация API
# Спецификация ACEA
# Стандарты ILSAC
# Одобрение автопроизводителей OEM
Классификация масел по SAE
Основанная в 1911 году SAE (Society of Automotive Engineers - Общество автомобильных инженеров) была первой организацией создавшей систему классификации масел по вязкости.
Норма SAE J 300 определяет степень вязкости для каждого смазочного материала.
SAE J-300 содержит 6 зимних классов и 5 летних классов моторных масел.
Классы вязкости SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W относятся к зимним, а SAE 20, 30, 40, 50, 60 - к летним.
Например, S.A.E. 40 (летняя степень вязкости). Чем больше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою вязкость при нагревании. В условиях городского движения и при спортивном вождении, а также когда высока температура воздуха, двигатель подвергается воздействию высоких температур. Важно пользоваться маслом, которое при высокой температуре в большой степени сохраняет свою вязкость для защиты двигателя.
Когда двигатель холодный, наоборот, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску. Холодная вязкость обозначается в нормах S.A.E. "зимней степенью вязкости".
Например, S.A.E.10W. Число обозначает степень зимней вязкости, после этого числа всегда стоит буква "W" ("winter", то есть "зима"). Чем меньше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою текучесть в холодную погоду или при пуске двигателя.
Моносезонные масла обычно применяются, когда рабочие температуры отличаются не намного (или для выполнения специальных задач).
Всесезонные масла обозначаются одновременно и зимней и летней степенью вязкости.
Например, S.A.E. 10W 40
где: 10W = зимняя степень вязкости
40 = летняя степень вязкости
Всесезонное масло менее подвержено воздействию температур.
назад
Классификация масел API
Система классификации масел API разработана в 1947 году - Американским Институтом Нефти (American Petroleum Institute).
Стандарты рабочих характеристик API указываются при помощи сокращений API SJ и API CE:
# первая буква означает тип двигателя (S = бензиновый, а C = дизельный)
# вторая буква означает уровень рабочих характеристик, и чем ниже уровень характеристик, тем выше буква в алфавите.
SL -это новейший стандарт для бензиновых двигателей. CF- это последний стандарт для легких дизельных автомобилей. CD-II И CF-2 классификация для 2-х тактных дизельных двигателей. ОТ CF-4 до CH-4 это стандарты для тяжелых дизельных двигателей.
Для достижения уровней рабочих характеристик API смазочные материалы должны успешно пройти четыре испытания, во время которых учитывается следующее:
# повышение температуры масла в работающем двигателе;
# удлинение периода между заменой масла, рекомендованного изготовителем;
# усилия для достижения рабочих характеристик двигателя;
# стандарты по охране окружающей среды, требования которых всё время ужесточаются;
а также для некоторых масел:
# более низкий расход топлива, благодаря низкой вязкости (энергосберегающая категория).
Три типа классификации:
# Классификация API для трансмиссии
# Классификация API для бензиновых двигателей
# Классификация API для дизельных двигателей
назад
Классификация масел по ACEA
Классификация масел ACEA принята в1991 г. - Ассоциацией Европейских Производителей Автомобилей (Association des Constructeurs Europe?ens d'Automobiles) в замен существовавшей ранее с 1972 года CCMC.
Классификация по ACEA сформулировала единые требования к моторным маслам со стороны ведущих европейских автомобильных фирм (BMW, VolksWagen, Daimler-Crysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, RVI, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe).
Стандарты ACEA делятся на три категории:
# A - для бензиновых двигателей;
# B - для дизельных двигателей легковых автомобилей;
# E - для дизельных двигателей грузовых автомобилей.
В каждой категории существует несколько уровней по рабочим характеристикам; эти уровни обозначаются номерами (1, 2, 3, и т.д.), после которых идут две цифры года внедрения самой последней версии.
назад
Стандарты ILSAC
Японская Ассоциация Автомобилестроителей(JAMA), а также представители Компаний "Даймлер-Крайслер", "Форд", "Дженерал Моторс" (AAMA) создали организацию, которую назвали "Международный "Комитет по Стандартизации и Одобрению Смазочных Материалов" (ILSAC).
От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC - GF 1, ILSAC - GF 2, ILSAC - GF 3.
назад
Одобрения производителей автомобилей
Автопроизводители могут предявлять и более высокие требования к маслам. Не дожидаясь очередных международных спецификаций они заявляют о своих оригинальных методах испытаний.
После проверки эффективности лучшие из масел получают "одобрения" к применению от конкретного производителя:
- для легковых автомобилей: Mercedes-Benz, Renault, Peugeot, Volkswagen, Citroen, Ford, Fiat, Porsche, BMW, и т.д.
- для грузовой техники: MAN, MB, Volvo, RVI, и т.д.
Например:
# MB page 227.1
# BMW Longlife Engine Oils
# VW 500.00 и VW 505.01
Требования автопроизводителей (OEM) по применению моторных масел
назад
FAQ: Классификация и спецификация масел
- Piligrim
- Администратор
- Октябрь 2005 / 9126
- Авто: UAZ Patriot 2021MY, ранее Forester 2.0 STurbo 2001MY, ещё ранее Forester 2.0 1998MY
- Откуда: Питер
Стабильного наддува тебе Субарист!
...нет ничего нового: все новое — это хорошо забытое старое!
...Пессимист - это хорошо информированный оптимист, а оптимист - хорошо инструктированный пессимист.
...не работаю в Созвездии с 01/01/2019, ушёл на пенсию.
...нет ничего нового: все новое — это хорошо забытое старое!
...Пессимист - это хорошо информированный оптимист, а оптимист - хорошо инструктированный пессимист.
...не работаю в Созвездии с 01/01/2019, ушёл на пенсию.
- Piligrim
- Администратор
- Октябрь 2005 / 9126
- Авто: UAZ Patriot 2021MY, ранее Forester 2.0 STurbo 2001MY, ещё ранее Forester 2.0 1998MY
- Откуда: Питер
Re: FAQ: Классификация и спецификация масел
Обсуждение/ Исправление / Дополнение =проводим ЗДЕСЬ
Стабильного наддува тебе Субарист!
...нет ничего нового: все новое — это хорошо забытое старое!
...Пессимист - это хорошо информированный оптимист, а оптимист - хорошо инструктированный пессимист.
...не работаю в Созвездии с 01/01/2019, ушёл на пенсию.
...нет ничего нового: все новое — это хорошо забытое старое!
...Пессимист - это хорошо информированный оптимист, а оптимист - хорошо инструктированный пессимист.
...не работаю в Созвездии с 01/01/2019, ушёл на пенсию.
- Piligrim
- Администратор
- Октябрь 2005 / 9126
- Авто: UAZ Patriot 2021MY, ранее Forester 2.0 STurbo 2001MY, ещё ранее Forester 2.0 1998MY
- Откуда: Питер
Re: FAQ: Классификация и спецификация масел
Обозначение моторных масел
Для обеспечения безотказной и долговечной работы автомобильного двигателя необходимо использовать моторные масла, которые по своим свойствам соответствуют их конструкции и условиям эксплуатации.
Общие сведения
Состав масел. Все современные моторные масла состоят из основы(базового масла) и подобранного набора (“пакета”) присадок. В качестве базовых масел используются масляные фракции, полученные при переработке нефти, или искусственно синтезированные органические соединения, а также их смеси. Соответственно моторные масла подразделяются на:
минеральные (mineral);
синтетические (synthetic, full synthetic);
частично синтетические или полусинтетические
(semi-synthetic, tail synthetic).
Если основа масла не указана на канистре, скорее всего, оно минеральное. Синтетические и полусинтетические масла обладают лучшими свойствами, чем минеральные, но они значительно дороже. Применение синтетических масел не всегда полезно в двигателях, где предусмотрено минеральное, в частности это может привести к его утечкам через резиновые уплотнения (сальники).
Вязкость масел — важнейшее их свойство. Она уменьшается с ростом температуры и наоборот. Если вязкость мала, давление в системе смазки (при работе двигателя) будет недостаточным и износ трущихся деталей ускорится. Чрезмерно вязкое масло при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не провернет двигатель. Кроме того, слишком густое масло поступит к трущимся деталям с задержкой, вызывая “масляное голодание”.
По величине вязкости1 и ее изменениям в зависимости от температуры масла разделяют на:
зимние масла обладают небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска двигателя при низких температурах, но не обеспечивают надежного смазывания в летних условиях эксплуатации;
летние масла благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С;
всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних, а при высоких — летних.
Летние и зимние масла практически вытеснены всесезонными в основном потому, что их не надо заменять в течение года.
Зависимость вязкости различных масел от температуры представлена на рис. 1.
Эксплуатационные свойства масел определяют возможную область их применения в различных двигателях. К ним относятся: противоизносные,моющие, антиокислительные свойства, коррозионная активность, склонность к образованию различных отложений и т.д.


Рис. 1. Зависимость вязкости различных масел от их температуры
Моторные масла классифицируют по вязкости и эксплуатационным свойствам(области применения). В последние годы как отличительный признак учитываются энергосберегающие свойства. Существуют различные системы классификации и обозначения моторных масел, установленные национальными и международными стандартами. В России это ГОСТ 17479.1-85 “Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные”.
Наибольшее распространение в настоящее время получили стандарты:
SAE (Общество автомобильных инженеров — США);
API (Американский институт нефти — США);
ILSAC (Международный комитет по одобрению и стандартизации смазочных материалов);
ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей).
Пример обозначения на канистре моторного масла по различным стандартам и знаков о прохождении сертификации приведен на рис. 2.


Рис. 2. Обозначение на канистре знаков сертификации API и классов моторного масла по стандартам SAE, API, ILSAC:
1 — знак соответствия, обозначающий, что данное масло сертифицировано по классификации API;
2 — знак соответствия, обозначающий, что данное масло сертифицировано API по классификации ILSAC;
3 — обозначение класса по SAE;
4 — обозначение класса по ILSAC;
5 — обозначение категории и класса по API
Классификация по ГОСТ 17479.1-85
В зависимости от вязкости, масла подразделяют на следующие классы:
зимние: 3з; 4з; 5з; 6з; 6; 82;
летние: 82; 10; 12; 14; 16; 20;
всесезонные: 3з/8; 4з/6; 4з/8; 4з/10; 5з/10; 5з/12; 5з/14; 6з/10; 6з/14; 6з/16.
Буква “з”, стоящая рядом с цифрой, указывает на то, что масло загущено присадками для сохранения достаточной вязкости при рабочей температуре двигателя.
Во всех перечисленных классах чем больше числовое значение, тем больше вязкость.
В зависимости от области применения и типа двигателя масла делятся на группы от А до Е) с индексами:
“1” — для бензиновых двигателей;
“2” — для дизелей.
Буква без индекса обозначает универсальное масло, пригодное для использования в обоих типах двигателей.
Классификация SAE
Редакция SAE J-300APR97 от 1 августа 2001 г. включает в себя 6 зимних и 5 летних классов моторных масел.
Зимние содержат в обозначении букву “W” (от англ. “Winter” — зима): OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
Летние обозначаются — 20, 30, 40, 50, 60 (чем больше число, тем выше вязкость масла).
Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 15W-40.
Примерное соответствие всесезонных масел по ГОСТ и SAE представлено на рис. 3.


Рис. 3. Примерное соответствие классов вязкости всесезонных масел по ГОСТу 17479.1-85 и SAE J300DEC99
Ориентировочные температурные диапазоны применения некоторых классов масел по SAE приведены на рис. 4.


Рис. 4. Ориентировочные диапазоны температур окружающего воздуха, при которых обеспечивается холодный пуск и надежное смазывание двигателя моторными маслами некоторых классов вязкости по SAE. Для разных моделей двигателей температурные диапазоны могут несколько отличаться
Классификация API
По эксплуатационным свойствам и назначению моторные масла подразделяются на две категории:
S (Service) — для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и пикапов;
C (Commercial) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств(грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов,дорожно-строительной техники.
Обозначение класса состоит из двух букв латинского алфавита: первая(S или C) указывает категорию масла, вторая (от А до L) — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква,тем выше уровень свойств (рис. 5). Класс SL введен только в 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью.


Рис. 5. Эксплуатационные свойства и назначение моторных масел по классификации API (определяются по первой и второй буквам в обозначении):
1 — категории “S” для бензиновых двигателей; 2 — масел категории “C” для дизелей
Универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей имеют обозначения обеих категорий, например API SG/CD, API SJ/CF.
Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).
В настоящее время API сертифицирует моторные масла классов SJ, SL,CF, CF-2, CF-4, CG-4, СН-4. Масла остальных классов по API, отмененных в США, следует использовать, если они допущены производителями автомобилей.
Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (EnergyConserving), стоящей после обозначения класса API. Например, APISJ/CF-4 ЕС. Энергосберегающие масла различных классов вязкости должны обеспечивать экономию топлива от 0,5 до 2,5% и даже более (в зависимости от категории масла и метода оценки экономичности).
Римские цифры после букв ЕС указывают уровень получаемой экономии топлива (ЕС II — 2,5%).
Европейская классификация ACEA
Редакция 2002 г. предъявляет более жесткие, эксплуатационныетребования к маслам чем API, разделяет их на 3 класса и содержит 14категорий (указаны в скобках):
А — для бензиновых двигателей (А1-02, А2-96 выпуск 3, А3-02, А4-ХХ — резервная, А5-02);
В — для дизелей легковых автомобилей (В1-02, В2-98 выпуск 2, В3-98 выпуск 2, В4-02 и В5-02);
Е — для дизелей грузовых автомобилей (Е2-96 выпуск 4, Е3-96 выпуск 4, Е4-99 выпуск 2 и Е5-02).
Чем больше числовое значение, стоящее рядом с буквой, тем выше категория масла по эксплуатационным характеристикам (рис. 6).


Рис. 6. Эксплуатационные свойства и назначение моторных масел по классификации ACEA (определяются по первой букве и стоящей рядом цифре):
А — класс для бензиновых двигателей;
B — класс для легковых дизелей;
Е — класс для грузовых дизелей
Последние две цифры указывают год утверждения класса.
Классификация ILSAC
Разработана совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). ILSAC содержит три класса GF-1, GF-2, GF-3 для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Все они являются энергосберегающими.
Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API.
Спецификации производителей автомобилей
В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов.
Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо классификации (например, АСЕА), либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации, а их номер наносится на упаковку масла, рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.
Рекомендации
При выборе моторного масла следует ориентироваться на рекомендации,изложенные в инструкции по эксплуатации. Желательно также принимать во внимание следующее:
перечень марок масел, допущенных к применению, постоянно изменяется, получают допуск новые марки, некоторые его теряют;
температурный диапазон применения, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;
не стоит оценивать масла по цвету, большинство вводимых в него присадок делают его более темным;
замену масла при тяжелых условиях эксплуатации необходимо производить в1,5—2 раза чаще3, то же рекомендуется делать для автомобилей со значительным пробегом, так как условия его работы в изношенных двигателях более жесткие, в частности из-за окисляющего действия сгоревших газов, попадающих в масляный катер;
быстрое (через 1—2 тыс. км побега) почернение масла не обязательно указывает на потерю его эксплуатационных свойств4;
доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как масла разных производителей содержат различные пакеты присадок и смешивание может ухудшить их свойства;
нежелательно смешивать минеральные и синтетические масла, а также доливать минеральное в полусинтетическое из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах5;
если неизвестно, что использовал прежний владелец автомобиля, перед заменой желательно промыть систему смазки6;
добавление в моторное масло различных препаратов может улучшить одни его свойства и резко ухудшить другие7.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Вязкость масла измеряется с помощью специального прибора — вискозиметра.
2 Масло класса “8” можно использовать как летом, так и зимой.
3 При эксплуатации автомобиля в городе, а также по бездорожью, где движение осуществляется преимущественно на низших передачах, двигатель совершает большее количество оборотов на километр пробега, чем при движении по трассе, и старение масла ускоряется.
4 Этот эффект, как правило, связан с тем, что качественное моторное масло смывает различные отложения в двигателе и накапливает в себе продукты неполного сгорания топлива.
5 Результатом смешивания может быть выпадение присадок в нерастворимый осадок. Поэтому такой долив допустим только в крайних случаях, например чтобы доехать до гаража или автосервиса, где смесь,находящуюся в двигателе, необходимо сразу заменить на подходящее масло.
6 В противном случае свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к быстрому засорению фильтра системы смазки.
7 В качественном масле пакет присадок точно сбалансирован, и добавление в него какого-либо препарата, как правило, нарушает этот баланс
(c) "Полезные страницы", 2004, выпуск 15, стр. 248
Для обеспечения безотказной и долговечной работы автомобильного двигателя необходимо использовать моторные масла, которые по своим свойствам соответствуют их конструкции и условиям эксплуатации.
Общие сведения
Состав масел. Все современные моторные масла состоят из основы(базового масла) и подобранного набора (“пакета”) присадок. В качестве базовых масел используются масляные фракции, полученные при переработке нефти, или искусственно синтезированные органические соединения, а также их смеси. Соответственно моторные масла подразделяются на:
минеральные (mineral);
синтетические (synthetic, full synthetic);
частично синтетические или полусинтетические
(semi-synthetic, tail synthetic).
Если основа масла не указана на канистре, скорее всего, оно минеральное. Синтетические и полусинтетические масла обладают лучшими свойствами, чем минеральные, но они значительно дороже. Применение синтетических масел не всегда полезно в двигателях, где предусмотрено минеральное, в частности это может привести к его утечкам через резиновые уплотнения (сальники).
Вязкость масел — важнейшее их свойство. Она уменьшается с ростом температуры и наоборот. Если вязкость мала, давление в системе смазки (при работе двигателя) будет недостаточным и износ трущихся деталей ускорится. Чрезмерно вязкое масло при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не провернет двигатель. Кроме того, слишком густое масло поступит к трущимся деталям с задержкой, вызывая “масляное голодание”.
По величине вязкости1 и ее изменениям в зависимости от температуры масла разделяют на:
зимние масла обладают небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска двигателя при низких температурах, но не обеспечивают надежного смазывания в летних условиях эксплуатации;
летние масла благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С;
всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних, а при высоких — летних.
Летние и зимние масла практически вытеснены всесезонными в основном потому, что их не надо заменять в течение года.
Зависимость вязкости различных масел от температуры представлена на рис. 1.
Эксплуатационные свойства масел определяют возможную область их применения в различных двигателях. К ним относятся: противоизносные,моющие, антиокислительные свойства, коррозионная активность, склонность к образованию различных отложений и т.д.


Рис. 1. Зависимость вязкости различных масел от их температуры
Моторные масла классифицируют по вязкости и эксплуатационным свойствам(области применения). В последние годы как отличительный признак учитываются энергосберегающие свойства. Существуют различные системы классификации и обозначения моторных масел, установленные национальными и международными стандартами. В России это ГОСТ 17479.1-85 “Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные”.
Наибольшее распространение в настоящее время получили стандарты:
SAE (Общество автомобильных инженеров — США);
API (Американский институт нефти — США);
ILSAC (Международный комитет по одобрению и стандартизации смазочных материалов);
ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей).
Пример обозначения на канистре моторного масла по различным стандартам и знаков о прохождении сертификации приведен на рис. 2.


Рис. 2. Обозначение на канистре знаков сертификации API и классов моторного масла по стандартам SAE, API, ILSAC:
1 — знак соответствия, обозначающий, что данное масло сертифицировано по классификации API;
2 — знак соответствия, обозначающий, что данное масло сертифицировано API по классификации ILSAC;
3 — обозначение класса по SAE;
4 — обозначение класса по ILSAC;
5 — обозначение категории и класса по API
Классификация по ГОСТ 17479.1-85
В зависимости от вязкости, масла подразделяют на следующие классы:
зимние: 3з; 4з; 5з; 6з; 6; 82;
летние: 82; 10; 12; 14; 16; 20;
всесезонные: 3з/8; 4з/6; 4з/8; 4з/10; 5з/10; 5з/12; 5з/14; 6з/10; 6з/14; 6з/16.
Буква “з”, стоящая рядом с цифрой, указывает на то, что масло загущено присадками для сохранения достаточной вязкости при рабочей температуре двигателя.
Во всех перечисленных классах чем больше числовое значение, тем больше вязкость.
В зависимости от области применения и типа двигателя масла делятся на группы от А до Е) с индексами:
“1” — для бензиновых двигателей;
“2” — для дизелей.
Буква без индекса обозначает универсальное масло, пригодное для использования в обоих типах двигателей.
Классификация SAE
Редакция SAE J-300APR97 от 1 августа 2001 г. включает в себя 6 зимних и 5 летних классов моторных масел.
Зимние содержат в обозначении букву “W” (от англ. “Winter” — зима): OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
Летние обозначаются — 20, 30, 40, 50, 60 (чем больше число, тем выше вязкость масла).
Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 15W-40.
Примерное соответствие всесезонных масел по ГОСТ и SAE представлено на рис. 3.


Рис. 3. Примерное соответствие классов вязкости всесезонных масел по ГОСТу 17479.1-85 и SAE J300DEC99
Ориентировочные температурные диапазоны применения некоторых классов масел по SAE приведены на рис. 4.


Рис. 4. Ориентировочные диапазоны температур окружающего воздуха, при которых обеспечивается холодный пуск и надежное смазывание двигателя моторными маслами некоторых классов вязкости по SAE. Для разных моделей двигателей температурные диапазоны могут несколько отличаться
Классификация API
По эксплуатационным свойствам и назначению моторные масла подразделяются на две категории:
S (Service) — для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и пикапов;
C (Commercial) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств(грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов,дорожно-строительной техники.
Обозначение класса состоит из двух букв латинского алфавита: первая(S или C) указывает категорию масла, вторая (от А до L) — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква,тем выше уровень свойств (рис. 5). Класс SL введен только в 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью.


Рис. 5. Эксплуатационные свойства и назначение моторных масел по классификации API (определяются по первой и второй буквам в обозначении):
1 — категории “S” для бензиновых двигателей; 2 — масел категории “C” для дизелей
Универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей имеют обозначения обеих категорий, например API SG/CD, API SJ/CF.
Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).
В настоящее время API сертифицирует моторные масла классов SJ, SL,CF, CF-2, CF-4, CG-4, СН-4. Масла остальных классов по API, отмененных в США, следует использовать, если они допущены производителями автомобилей.
Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (EnergyConserving), стоящей после обозначения класса API. Например, APISJ/CF-4 ЕС. Энергосберегающие масла различных классов вязкости должны обеспечивать экономию топлива от 0,5 до 2,5% и даже более (в зависимости от категории масла и метода оценки экономичности).
Римские цифры после букв ЕС указывают уровень получаемой экономии топлива (ЕС II — 2,5%).
Европейская классификация ACEA
Редакция 2002 г. предъявляет более жесткие, эксплуатационныетребования к маслам чем API, разделяет их на 3 класса и содержит 14категорий (указаны в скобках):
А — для бензиновых двигателей (А1-02, А2-96 выпуск 3, А3-02, А4-ХХ — резервная, А5-02);
В — для дизелей легковых автомобилей (В1-02, В2-98 выпуск 2, В3-98 выпуск 2, В4-02 и В5-02);
Е — для дизелей грузовых автомобилей (Е2-96 выпуск 4, Е3-96 выпуск 4, Е4-99 выпуск 2 и Е5-02).
Чем больше числовое значение, стоящее рядом с буквой, тем выше категория масла по эксплуатационным характеристикам (рис. 6).


Рис. 6. Эксплуатационные свойства и назначение моторных масел по классификации ACEA (определяются по первой букве и стоящей рядом цифре):
А — класс для бензиновых двигателей;
B — класс для легковых дизелей;
Е — класс для грузовых дизелей
Последние две цифры указывают год утверждения класса.
Классификация ILSAC
Разработана совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). ILSAC содержит три класса GF-1, GF-2, GF-3 для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Все они являются энергосберегающими.
Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API.
Спецификации производителей автомобилей
В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов.
Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо классификации (например, АСЕА), либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации, а их номер наносится на упаковку масла, рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.
Рекомендации
При выборе моторного масла следует ориентироваться на рекомендации,изложенные в инструкции по эксплуатации. Желательно также принимать во внимание следующее:
перечень марок масел, допущенных к применению, постоянно изменяется, получают допуск новые марки, некоторые его теряют;
температурный диапазон применения, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;
не стоит оценивать масла по цвету, большинство вводимых в него присадок делают его более темным;
замену масла при тяжелых условиях эксплуатации необходимо производить в1,5—2 раза чаще3, то же рекомендуется делать для автомобилей со значительным пробегом, так как условия его работы в изношенных двигателях более жесткие, в частности из-за окисляющего действия сгоревших газов, попадающих в масляный катер;
быстрое (через 1—2 тыс. км побега) почернение масла не обязательно указывает на потерю его эксплуатационных свойств4;
доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как масла разных производителей содержат различные пакеты присадок и смешивание может ухудшить их свойства;
нежелательно смешивать минеральные и синтетические масла, а также доливать минеральное в полусинтетическое из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах5;
если неизвестно, что использовал прежний владелец автомобиля, перед заменой желательно промыть систему смазки6;
добавление в моторное масло различных препаратов может улучшить одни его свойства и резко ухудшить другие7.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Вязкость масла измеряется с помощью специального прибора — вискозиметра.
2 Масло класса “8” можно использовать как летом, так и зимой.
3 При эксплуатации автомобиля в городе, а также по бездорожью, где движение осуществляется преимущественно на низших передачах, двигатель совершает большее количество оборотов на километр пробега, чем при движении по трассе, и старение масла ускоряется.
4 Этот эффект, как правило, связан с тем, что качественное моторное масло смывает различные отложения в двигателе и накапливает в себе продукты неполного сгорания топлива.
5 Результатом смешивания может быть выпадение присадок в нерастворимый осадок. Поэтому такой долив допустим только в крайних случаях, например чтобы доехать до гаража или автосервиса, где смесь,находящуюся в двигателе, необходимо сразу заменить на подходящее масло.
6 В противном случае свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к быстрому засорению фильтра системы смазки.
7 В качественном масле пакет присадок точно сбалансирован, и добавление в него какого-либо препарата, как правило, нарушает этот баланс
(c) "Полезные страницы", 2004, выпуск 15, стр. 248
Стабильного наддува тебе Субарист!
...нет ничего нового: все новое — это хорошо забытое старое!
...Пессимист - это хорошо информированный оптимист, а оптимист - хорошо инструктированный пессимист.
...не работаю в Созвездии с 01/01/2019, ушёл на пенсию.
...нет ничего нового: все новое — это хорошо забытое старое!
...Пессимист - это хорошо информированный оптимист, а оптимист - хорошо инструктированный пессимист.
...не работаю в Созвездии с 01/01/2019, ушёл на пенсию.
- Piligrim
- Администратор
- Октябрь 2005 / 9126
- Авто: UAZ Patriot 2021MY, ранее Forester 2.0 STurbo 2001MY, ещё ранее Forester 2.0 1998MY
- Откуда: Питер
Re: FAQ: Классификация и спецификация масел
Обсуждение/ Исправление / Дополнение =проводим ЗДЕСЬ
Стабильного наддува тебе Субарист!
...нет ничего нового: все новое — это хорошо забытое старое!
...Пессимист - это хорошо информированный оптимист, а оптимист - хорошо инструктированный пессимист.
...не работаю в Созвездии с 01/01/2019, ушёл на пенсию.
...нет ничего нового: все новое — это хорошо забытое старое!
...Пессимист - это хорошо информированный оптимист, а оптимист - хорошо инструктированный пессимист.
...не работаю в Созвездии с 01/01/2019, ушёл на пенсию.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость