Царь пустыниВо вторник, 15 февраля, семикратный победитель ралли-рейда "Париж-Дакар" Владимир Чагин объявил об уходе из автомобильного спорта. Выигранный гонщиком марафон 2011 года стал для него последним "Дакаром" в качестве пилота: отныне Чагин уступает место за рулем более молодым спортсменам. Впрочем, совсем покидать команду Владимир Чагин не намерен: легендарный гонщик заявил, что в "КАМАЗе" для него найдется "работа на 25 часов в сутки".
Владимир Чагин в последний раз празднует победу в ралли-рейде "Дакар" в качестве гонщика. В будущем Чагин сконцентрируется на исполнении обязанностей директора некоммерческого партнерства "КАМАЗ-Автоспорт" и за руль грузовика больше не сядет.Царь: началоВладимир Чагин начал карьеру в автомобильной индустрии в 1988 году, когда в возрасте 18 лет пришел механиком на завод КАМАЗ в Набережных Челнах. В тот момент татарский производитель грузовиков как раз подумывал об участии в гонках, и когда спустя год был сформирован первый состав экспериментальной команды "КАМАЗ-Мастер", Чагин попал в число отобранных в нее специалистов.
В КАМАЗе любят подчеркивать, что при необходимости каждый член команды может выполнять любые функции - от повара до инженера или пилота. В случае с Чагиным такая сентенция верна на сто процентов. И дело здесь не только в кулинарных талантах челнинца: за шесть лет Владимир вырос из рядового механика завода КАМАЗ в гонщика гоночного грузовика, стартующего в ралли-марафоне "Дакар".
Свою первую гонку по пустыне Сахара Чагин провел в 1990 году в качестве третьего участника экипажа быстрой технической помощи. В трио с Владимиром Марченковым и Александром Кузьминым Чагин исполнял обязанности механика, а сам грузовик россиян не был заявлен в личном зачете ралли-марафона - задачей экипажа Чагина было вести 13 тонн запчастей для напарников по КАМАЗу, борющихся за позиции в "абсолюте".
Однако истинный дебют Чагина в гонках состоялся годом ранее: в 1989 году руководитель команды "КАМАЗ-Мастер" Семен Якубов доверил 19-летнему механику "Ниву" техподдержки на ралли Objective Sud, и, по свидетельству самого Якубова, новоявленный пилот справился на отлично: "Тогда уже выяснилось то, что составляет суть его характера - для Володи мелочи не существуют. Все, за что он берется, становится для него самым главным, самым важным делом".
Владимир Чагин в кабине гоночного "КАМАЗа" в начале девяностых. Мечта об участии в гонках сбылась довольно быстро, но для того, чтобы сесть за ЭТОТ руль, будущему "Царю Дакара" пришлось ждать долгих шесть лет.Однако эпизодических заездов за рулем вспомогательной техники Чагину было явно мало: будущий "Царь Дакара" рвался показать всему миру, что российский пилот на отечественном грузовике может побеждать в гонках. После пяти лет ожидания Чагин даже начал подумывать об уходе из команды, но Семен Якубов вовремя его остановил: руководитель "КАМАЗ-Мастера" пообещал своему работнику, что тот выйдет на старт соревнований за рулем боевого грузовика. Причем штурманом у него будет лично сам Семен Семенович.
Царь: восшествиеПервым "пилотажным" "Дакаром" Чагина стал ралли-рейд 1996 года. Якубов, как и обещал, выступил в роли штурмана, а механиком новообразованного экипажа стал Сергей Савостин. Первый блин вышел комом - КАМАЗ челнинцев не смог добраться до финиша. Впрочем, преданным болельщикам команды та гонка больше памятна как арена победы первого русского гонщика в абсолютном зачете ралли-рейдов: победителем заезда стал Виктор Московских.
Второй победы КАМАЗу пришлось ждать долгих пять лет, но принес ее уже Чагин. После успехов на отечественном "Мастер-ралли", титулов в кубке мира по ралли-рейдам и триумфу в пустынной гонке "Дезерт Челлендж" 1999 года, пилоту покорился и главный марафон планеты: в 2000 году Чагин впервые в своей карьере стоял на верхней ступеньке пьедестала почета в качестве гонщика-победителя ралли "Дакар".
В 1996 и 2000 годах Владимир Чагин становился победителем Кубка мира по ралли-рейдам, несколько раз выигрывал сложнейший марафон "Оптик 2000" в Тунисе и четыре раза занимал первое место на российском "Мастер-ралли".КАМАЗ прервал многолетнюю гегемонию грузовиков Tatra, бросив вызов лучшим командам всего мира. А сам Чагин одолел казавшегося непобедимым Карела Лопрайса: чех шесть раз выигрывал легендарный ралли-марафон, в 2001 году красиво ответив российской команде убедительной победой в общем зачете.
Но и КАМАЗ не дремал: поставив на Чагина, команда год за годом дорабатывала свою технику с целью добиться наилучшей скорости, мощности и управляемости. По признаниям соперников, российскому двигателю ЯМЗ не было равных на "Дакаре", однако избыточная масса зачастую сводила на нет все преимущества ярославского агрегата.
Аналогичная тенденция наблюдалась и у челнинского грузовика в целом: при общей прочности и надежности конструкции, "КАМАЗовская" техника была недостаточно маневренна и чересчур тяжела по сравнению с машинами конкурентов. Но жесткие условия пустыни благоволят самым крепким, и в 2002 году Владимир Чагин одержал вторую победу на "Дакаре", сломив сопротивление и Карела Лопрайса, и Яна де Роя, и десятков других участников ралли-марафона. Легенда "Царя Дакара" писалась на наших глазах...
С конца девяностых и по сей день грузовики КАМАЗ доминируют в мировых ралли-рейдах. За время своего участия в марафонских гонках российская команда 10 раз становилась победительницей "Дакара", причем семь побед завоевал Владимир Чагин.Царь: наследиеВ общей сложности Владимир Чагин одержал семь побед на ралли-марафоне "Дакар" - больше, чем у любого другого гонщика в каждом отдельно взятом классе. Даже легендарный Стефан Петрансель лишь шесть раз выигрывал гонку на мотоцикле, столько же побед и у Лопрайса-старшего. А по числу побед на спецучастках Чагин давно впереди всех: к исходу последней гонки их набралось целых 63.
Пять из семи своих побед Чагин одержал вместе со своими ближайшими соратниками Семеном Якубовым и Сергеем Савостиным. Савостин и по сей день с ним, а Якубов после печально знаменитого 2007 года решил сосредоточиться на административном управлении командой. Все-таки после 60 лет рисковать своей жизнью уже не хочется.
Ралли-рейд "Дакар" 2007 года едва не оборвал жизнь всех членов экипажа "Царя пустыни". Обгоняя петлявший внедорожник, Владимир Чагин в облаке пыли не заметил трехметровую груду камней, на которую на полной скорости налетел его КАМАЗ. Грузовик несколько раз перевернулся, его протащило по песку. К счастью, каркас безопасности защитил спортсменов, и все члены экипажа выжили, но серьезные травмы заставили Семена Якубова "завязать" с гонками, а механик Сергей Савостин был доставлен в больницу с компрессионным переломом позвоночника. Чагин отделался сотрясением мозга, но выйти на прежний уровень "Царь" смог лишь два года спустя.Для целого поколения пилотов и поклонников ралли-рейдов Чагин стал символом чемпиона грузовых гонок. В мире спортивных достижений имя Чагина стоит в одном ряду с Михаэлем Шумахером, Себастьеном Лебом и Валентино Росси - лучшими пилотами своих гоночных дисциплин, кстати, тоже семикратными чемпионами. Благодаря выдающимся успехам Чагина о диковинном для наших соотечественников ралли-рейде "Дакар" сегодня знает вся Россия, а за рубежом "Царь пустыни" числится неформальным послом КАМАЗа во всем гоночном мире. Многие ассоциируют Чагина уже не только с челнинской маркой, но и с Татарстаном в целом, а иногда и со всей Россией.
Достижения нашего гонщика сложно переоценить: Владимир Чагин переписал на себя главные рекорды ралли-рейдов, надолго разместив российский флаг во всех справочниках по гоночной истории и статистике. Во многом благодаря его простоте и открытости многие мальчишки хотят связать свою жизнь с гонками, что обещает нам новые победы наших соотечественников на мировой арене.
В скоростных качествах челнинской техники сомневаться не приходится: несмотря на регламентированное ограничение максимальной скорости грузовиков 150 километрами в час, Владимир Чагин раз за разом умудрялся обгонять на дистанции теоретически более быстрые внедорожники и мотоциклы, чьи скоростные характеристики никто и не думал лимитировать. Дошло до того, что в этом году на одном из "допов" "КАМАЗ" Чагина и вовсе показал пятое время в "абсолюте", что является историческим рекордом "Дакара" для грузовых автомобилей.Единственной претензией к "Царю Дакара" может стать его абсолютная работоспособность, начисто убивающая интригу последних гонок: положа руку на сердце, вряд ли кто-то верил, что в 2010 или 2011 году кто-то сможет составить конкуренцию российскому пилоту. Видимо, отчасти из-за этого Владимир Чагин решил повесить шлем на гвоздь именно сейчас: уйти непобежденным стало не просто прихотью, а насущной необходимостью - побеждать Чагина просто некому.
В данный момент гонщик занимает должность директора некоммерческого партнерства "КАМАЗ-Автоспорт" и обещает никогда не покидать родную команду - Семен Якубов уже заверил журналистов, что работа для Чагина найдется всегда. А фанатам гонок стоит начинать переживать за нового "королевича" многокилометровых ралли-рейдов: 26-летний Эдуард Николаев выиграл прошлогодний "Шелковый путь", а в минувшем январе без раскачки занял третье место в грузовом зачете "Дакара". "Царь пустыни" подготовил себе достойную смену.
Антон Погорельский
© Lenta.Ru