В то же время, четыре прошедших гонки позволяют уже сейчас сделать определенные выводы о форме соперников. "Авто.Лента.ру" решила подвести итоги "заморского турне" чемпионата мира, и оценила перспективы команд на ближайшее будущее.
Испытанное средство
Большое количество изменений в машинах перед первым европейским этапом Формулы-1 в 2010 году во многом объясняется логистикой. Между гонками в Австралии, Малайзии и Китае команды предпочитают не возить машины на свои базы, досылая на эти Гран-при лишь отдельные доработанные элементы. То есть, все значительные изменения откладываются до возвращения в Европу.
Но в последние годы эта тактика получила и другое обоснование. Ведь уже несколько лет первым европейским этапом сезона становится гонка в Барселоне. А испанская трасса практически со дня своего открытия в 1991 году служит главным тестовым полигоном для команд чемпионата мира.

Трасса в Барселоне традиционно выявляет технически наиболее совершенные машины.
Причина кроется в уникальном дизайне автодрома - он представляет собой практически идеальное сочетание всех элементов современных трасс Формулы-1. Тут есть и быстрые виражи, и среднескоростные повороты, и медленные "шпильки", и очень длинная прямая старт-финиш. Благодаря этому, испанская трасса способна выявить слабые места любой машины, и точно оценить преимущество того или иного обновления.
Уровень мастерства гонщика тут не так важен - на технически слабой машине даже самый талантливый пилот не имеет никаких шансов на победу. Исключением становились лишь дождевые гонки, но дожди в Барселоне редки, и в большинстве случаев во время Гран-при над трассой светит солнце.
Именно поэтому команды стараются приурочить первые значительные изменения своих машин к данной гонке - ведь только в Барселоне можно будет с наибольшей точностью оценить пользу от них. Во время следующего Гран-при, который пройдет на узких улочках Монако, сделать это будет куда сложнее.
McLaren
Команда McLaren подходит к первому европейскому этапу с неоднозначными результатами. С одной стороны, британская конюшня лидирует и в личном, и в командном зачете чемпионата мира, став единственной командой, сумевшей одержать две победы в первых гонках сезона.
Но с другой стороны, эти победы одержал совсем не тот гонщик, на которого делались ставки перед началом сезона. Вместо ожидаемого лидерства молодого Льюиса Хэмильтона, чемпионат возглавил Дженсон Баттон, которого по чистой скорости мало кто из специалистов относит к первой пятерке пилотов чемпионата.

Уверенное лидерство Дженсона Баттона во внутрикомандной дуэли с Льюисом Хэмильтоном стало большим сюрпризом для большинства специалистов.
Нельзя сказать, что Хэмильтон проводит свои гонки плохо - он быстр, активен, и за четыре первых этапа успел совершить 23 обгона. Однако все эти достижения стали следствием его же постоянных ошибок, в результате которых Льюис оказывался позади более медленных машин. Баттон же, напротив, пилотирует спокойно и рассудительно, без лишней суеты, что и приносит ему успех.
Впрочем, если две победы Баттона в гонках еще можно объяснить правильным выбором тактики, и, в какой-то степени, везением, то разгром напарника в квалификациях стал событием совершенно удивительным. В четырех Гран-при Дженсон сумел трижды опередить более быстрого, как считалось, Льюиса в квалификационных заездах.
Очевидно, что сезон пока проходит совсем не потому сценарию, что представлял себе Хэмильтон перед стартом чемпионата, и уже заметно, что это заставляет молодого британца нервничать. Он все чаще допускает ошибки, проявляет излишнюю агрессию, да и за пределами трассы попадает в неприятные истории.
В последних двух гонках он был дважды предупрежден стюардами, и многие специалисты высказывали свое недоумение по поводу столь мягкого наказания. Можно не сомневаться, что в следующий раз подобными полумерами Льюис не отделается, и получит достаточно серьезный штраф, вплоть до дисквалификации на одну или две гонки.
Впрочем, пока у Хэмильтона не так уж много поводов для беспокойства - его отрыв от Баттона составляет всего 11 очков, болиды McLaren - одни из самых быстрых и надежных в пелотоне, а система срыва потока воздуха с заднего антикрыла, которую пока безуспешно пытаются повторить конкуренты, способна дать огромное преимущество пилотам команды на почти километровом прямике испанской трассы.
Ferrari
Начав сезон с дубля, пилоты Ferrari раздавали многообещающие комментарии по поводу перспектив борьбы за титул, но последующие гонки в большой степени развеяли их надежды. Даже несмотря на не самые уверенные выступления конкурентов, Алонсо и Масса поочередно потеряли лидерство в чемпионате. Теперь Фернандо борется с Хэмильтоном за третью позицию, тогда как Фелипе и вовсе откатился на шестое место.
К испанскому этапу команда подготовила модернизированную заднюю подвеску, а также новый аэродинамический пакет, который включает в себя заднее антикрыло с хитрым воздуховодом. Пока неизвестно, будет ли он использоваться в гонке: решение об этом будет принято после пятничных свободных заездов.

На Гран-при Китая Фернандо Алонсо показал, что будет бороться с напарником так же жестко, как и с любым другим пилотом. А может быть и жестче...
Но главной проблемой Скудерии в первых гонках стала вовсе не аэродинамика, а надежность моторов. Уже в первой гонке, в Бахрейне, оба пилота сменили двигатели перед стартом из-за перегрева - новая система охлаждения оказалась не слишком эффективной. Но и после того, как чемпионат покинул жаркий Сахир, проблемы не исчезли - отказ двигателя на болиде Алонсо в Малайзии поставил под вопрос его чемпионские амбиции.
И Масса, и Алонсо потеряли уже два мотора из восьми, отведенных на весь чемпионат. Еще два уже частично выработали свой ресурс, причем в непростых условиях. Таким образом, на 15 оставшихся гонок пилоты Ferrari имеют всего по четыре свежих мотора.
Теоретически этого запаса может им хватить, но любой незапланированный отказ двигателя по ходу сезона грозит стать для команды катастрофой. Для решения этой проблемы в конструкцию моторов с разрешения FIA были внесены изменения, которые должны повысить их надежность. Сработают ли эти меры - пока неизвестно.
В то же время, ситуацию в команде может осложнить назревающий конфликт между пилотами. В межсезонье Алонсо и Масса уверяли прессу, что их связывают не только партнерские, но и дружеские отношения, однако гонка в Китая наглядно показала, что пилоты со столь разным менталитетом вряд ли могут выступать в команде на равных условиях.
Жесткий маневр испанца, обогнавшего Массу прямо перед въездом на пит-лейн, тем самым лишив партнера надежд на хороший финиш, вызвали много вопросов со стороны бразильца, хотя в общении с прессой он и пытался проявлять дипломатичность. Руководство команды в этом вопросе поддержало Алонсо, что поставило Фелипе в сложное положение.
Причем, все это происходило именно в тот момент, когда Масса вел переговоры по поводу продления контракта на следующий год. Теперь этот контракт оказался под вопросом - поползли слухи, что в Ferrari хотели бы посадить за руль одного из своих болидов Роберта Кубицу. Тот факт, что "лишним" при этом окажется именно Масса, никаких сомнений уже не вызывает.
Red Bull
Несмотря на победу Себастьяна Феттеля на Гран-при Малайзии, австрийская команда вряд ли может занести старт сезона в свой актив. Пилоты конюшни выиграли все четыре квалификации в этом году, показав явное превосходство болида над соперниками, но в гонках их успехи пока куда скромнее. В чемпионате Феттель занимает лишь пятую позицию, а его напарник Марк Уэббер - восьмую, уступая даже Кубице.

В квалификациях превосходство машин Red Bull было очевидным, но в гонках пилотам команды удалось победить лишь однажды...
Отчасти неудачи команды можно объяснить стечением обстоятельств - сложные погодные условия всегда играют против лидера, так как предоставляют шанс для остальных команд. Однако в Red Bull отлично понимают, что ситуация в чемпионате может измениться в любой момент, и скорость машины необходимо превращать в очки, пока не поздно.
К Гран-при Испании австрийская конюшня подготовила множество изменений, которые, по словам консультанта команды Хельмута Марко, позволят проходить круги на 0,3 секунды быстрее. В то же время, новое антикрыло с воздуховодом пока не готово, и его дебют будет отложен как минимум до Гран-при Турции. Но даже без "F-канала" Red Bull остается главным фаворитом чемпионата.
Mercedes
Результаты гонщиков Mercedes стали большой неожиданностью для большинства специалистов, но при этом для пилотов команды эта "неожиданность" имеет прямо противоположный вектор. Так, молодой Нико Росберг уже дважды побывал на подиуме, и занимает второе место в личном зачете чемпионата мира.
В то же время, семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, вернувшийся в гонки после трехлетнего перерыва, пока испытывает явные проблемы за рулем машины. И если в трех первых гонках его отставание от Росберга было совсем небольшим, то Гран-при Китая для легенды автоспорта стал настоящей катастрофой.

Михаэль Шумахер пока не может освоиться в Mercedes W01. Может быть, ему поможет в этом новая версия болида, которая будет использоваться в Испании.
Причины неудач Шумахера кроются в особенностях современных болидов Формулы-1, склонных к недостаточной поворачиваемости из-за уменьшения ширины передних колес. К тому же, в Mercedes, похоже, допустили ошибки при проектировании, что привело к еще большему нарушению баланса машины.
Шумахер, всегда предпочитавший болиды с заметной избыточной поворачиваемостью, пока не смог приспособиться к машине, и ощущает себя за рулем не слишком комфортно. Чтобы решить эту проблему, к Гран-при Испании команда готовит обновленный болид, на котором за счет увеличенной базы появится возможность сместить центр тяжести машины к задней оси, изменив тем самым баланс на более подходящий для Михаэля.
Помимо увеличения колесной базы, машина претерпит и множество других изменений - по мнению экспертов, именно Mercedes приготовил самый масштабный пакет обновлений к первой европейской гонке. Однако ситуацию осложняет запрет на тесты - пока никто не знает, насколько эффективны новые элементы, и сможет ли Шумахер опередить своего напарника в ближайших гонках.
Renault
К результатам французской команды в этом году приковано особое внимание российских зрителей, так как именно за Renault выступает первый российский гонщик Формулы-1 Виталий Петров. Тем приятнее, что именно эта конюшня стала лучшей среди команд, не входящих в "большую четверку".
Главным "локомотивом" команды, как и ожидалось, стал Роберт Кубица - опытный поляк продемонстрировал свою силу уже на второй гонке сезона, поднявшись на подиум Гран-при Австралии. На счету Кубицы уже 40 очков, и он всего лишь одно очко проигрывает Фелипе Массе.

Виталий Петров проявил себя как быстрый и очень рассудительный гонщик.
В первых трех гонках у Виталия не все складывалось так, как он хотел - ему трижды не удавалось финишировать, хотя каждый раз он проезжал все большую дистанцию. Наконец, на Гран-при Китая Петров смог не только финишировать, но и заработать первые очки за седьмое место. Причем, по ходу дистанции россиянин совершил несколько эффектных обгонов, опередив Фелипе Массу и Михаэля Шумахера.
Яркие выступления Петрова оценили и зарубежные специалисты, отметив, что пока именно Петров среди новичков чемпионата смотрится предпочтительнее остальных. А трасса в Испании Виталию хорошо знакома, и там у него будет возможность закрепить свой успех.
....