Снова не работает ФИС. Почему и как она устроена

Те, что на первой странице
Аватара пользователя
Piligrim
Администратор
Октябрь 2005 / 9126
Авто: UAZ Patriot 2021MY, ранее Forester 2.0 STurbo 2001MY, ещё ранее Forester 2.0 1998MY
Откуда: Питер

Снова не работает ФИС. Почему и как она устроена

Сообщение Piligrim » 29 апр 2015, 21:55

Снова не работает ФИС. Почему и как она устроена

Изображение

В Петербурге, да и по всей России, в очередной раз простаивают МРЭО: люди не могут зарегистрировать купленные машины. На самом деле проблема гораздо более глобальная: не работает канал доступа к информации об автомобилях, угонах, документах не только для сотрудников ГИБДД, но и всего МВД и других министерств и ведомств.

В январе был зарегистрирован пятидесятый, юбилейный, сбой системы. С тех пор она падала еще несколько раз (например, 7 апреля), но ненадолго – сбои прошли практически незамеченными. Так что же это за система, и почему она виснет?

Как устроена база данных ГИБДД

[img width=800 height=598]http://spbvoditel.ru/mm/items/2015/4/21/0101/1.jpg[/img]

Об этом «Водителю Петербурга» рассказали её разработчики из петербургской компании ООО «Росби Информ Ко».

Система эта трехуровневая:

нижний уровень – региональные центры;
средний – межрегиональные центры (ТРИС), всего их девять;
высший – федеральный центр (ФИС).
На каждом уровне хранятся данные об автомобилях, водителях, документах, угонах, ДТП. Информация, получаемая в каждом регионе, автоматически дублируется сначала на межрегиональном уровне, а затем передается и в ФИС. Такая система устойчива: если в одном из регионов, скажем, сгорит сервер с базой данных, их можно будет восстановить с помощью ФИС. 

В Петербурге и Ленинградской области есть свои региональные центры (РЦ), которые подведомственны межрегиональному – ТРИС ГИБДД МВД России, объединяющему несколько регионов Северо-Запада. Наши РЦ и МРЦ разрабатывали и поддерживают специалисты «Росби Информ Ко». Типовая региональная информационная система, объясняют разработчики, – это «комплексная система регионального уровня, предназначенная для автоматизации регистрационной, экзаменационной, учетной, информационно-поисковой и отчетно-аналитической деятельности подразделений Госавтоинспекции». Точно такие же системы, разработанные компанией, работают в некоторых других регионах России.

При постановке автомобиля на учет или снятии с учета, выдаче ПТС, регистрации водительских удостоверений ТРИС направляет электронный запрос к системе федерального уровня (ФИС  ГИБДД), обеспечивающей проверку по федеральным базам.

ФИС (Федеральная информационная система" – вершина пирамиды – хранится в Москве, то есть в федеральном центре. Ее тоже разработали в «Росби Информ Ко» в середине нулевых, но обслуживает её Госавтоинспекция. Помимо информации, стекающейся из регионов, в ФИС напрямую поступают данные из Интерпола. В этом отношении ФИС уникальна: ни в какую другую российскую базу данных Интерпол сведения не поставляет.

Информация, хранящаяся в ФИС, разделена на следующие блоки:

транспортные средства, находящиеся в розыске;
транспортные средства, имеющие ограничения;
распределение специальной продукции;
похищенные и утраченные документы и спецпродукция;
разыскиваемые физлица;
похищенное (утраченное) оружие;
транспортные средства;
паспорта транспортных средств;
административные правонарушения (административная практика);
водительские удостоверения (водители);
ДТП.
ФИС покрывает всю территорию страны, на нее приходится огромная нагрузка. Доступ к ней имеют около 34 тысяч сотрудников МВД, ГИБДД, специальных служб, заинтересованных министерств и ведомств (например, налоговое ведомство), при этом используются 8,5 тысячи мобильных и стационарных терминалов. Общий объем системы хранения – более 1,5 млрд записей, они размещены на 35 серверах, интегрированных в единую сеть территориально распределенных по девяти федеральным округам РФ межрегиональных центров. Доступ к информационным ресурсам ФИС ГИБДД осуществляется и со стационарных компьютеров, и в удаленном режиме, по каналам сотовой GPRS/EDGE/3G-связи и цифровым каналам – с использованием специальных терминалов (модем в паре с ноутбуком, КПК, планшет). Передаваемая информация шифруется аппаратно-программными средствами, сертифицированными ФСБ.

Каждую секунду ФИС обрабатывает около сотни запросов. Поисковая система получает поисковые реквизиты от терминала удаленного доступа, по определенным правилам формирует запрос и адресует его любому серверу. На это требуется несколько тысячных долей секунды. Еще от 3 до 8 секунд уходит на передачу информации по каналам связи.

Почему ФИС дает сбои

А сбои в большинстве случаев происходят именно в ФИС и по очень простой причине. Ее, повторим, внедрили в середине нулевых, и с тех пор она практически не модернизировалась. От обслуживания разработчиком ГИБДД отказалась. Поддерживает систему сама ГИБДД, но собственных резервов и средств катастрофически не хватает, рассказывают в «Росби Информ». Оборудование, установленное в 2005 году, давно выработало свой ресурс, а замены, насколько известно, не планируется. Запросы «Водителя Петербурга» о судьбе ФИС, направленные в МВД, так и остались без ответа.

В случае неполадок в ФИС, когда расположенный в Петербурге компьютер не может дождаться ответа из Москвы, сотрудники ГИБДД часто ошибочно говорят, что «зависла ТРИС» – межрегиональная система, которая работает более исправно. Просто сообщение об ошибке появляется в окошке ТРИС, в котором работает сотрудник ГИБДД.

Если ФИС не отвечает, какие-то действия на местах совершать все-таки можно – те, для которых достаточно региональной информации, например в МРЭО могут поставить на учет новую машину. А вот зарегистрировать бэушную нельзя: для этого надо проверить её на угон во всех регионах страны, а связь с ними осуществляется через ФИС.

Пока возникающие в ФИС «прорехи» удается латать, говорят в «Росби Информ» (специалисты компании иногда оказывают дистанционную помощь ГИБДД), но если, скажем, начнут сыпаться от старости диски, на которых хранится информация, потери будут огромны. И те 20 миллионов рублей, которые, по ориентировочным подсчетам, нужны на покупку и замену оборудования, покажутся сущей мелочью.

«Водитель Петербурга» http://spbvoditel.ru/2015/04/10/060/
Стабильного наддува тебе Субарист!
...нет ничего нового: все новое — это хорошо забытое старое!
...Пессимист - это хорошо информированный оптимист, а оптимист - хорошо инструктированный пессимист.
...не работаю в Созвездии с 01/01/2019, ушёл на пенсию.

Аватара пользователя
thedeath
Клубный Субарист
Апрель 2010 / 1123
Авто: SG9

Re: Снова не работает ФИС. Почему и как она устроена

Сообщение thedeath » 29 апр 2015, 22:00

Кажется, что просто кто-то хочет очередного бабла отжать на "модернизацию".

И сколько интересных деталей на общий свет вынесли, прямо таки общую архитектуру раскрыли...
---==> Techno essentials podcast subscribe on itunes or listen at promodj <==---

Dementy
Клубный Субарист
Январь 2010 / 971
Авто: Volvo и Mercedes
Откуда: Город На Неве

Re: Снова не работает ФИС. Почему и как она устроена

Сообщение Dementy » 30 апр 2015, 01:42

thedeath писал(а):Кажется, что просто кто-то хочет очередного бабла отжать на "модернизацию".

Очень правильное слово - "очередного")))))

40min
Клубный Субарист
Апрель 2014 / 79
Авто: Forester SG5

Re: Снова не работает ФИС. Почему и как она устроена

Сообщение 40min » 04 май 2015, 13:36

thedeath писал(а):Кажется, что просто кто-то хочет очередного бабла отжать на "модернизацию".

И сколько интересных деталей на общий свет вынесли, прямо таки общую архитектуру раскрыли...


если написанное в новости правда и система с нулевых не модернизировалась, большая удача, что она все еще работает, представляю количество костылей, которое ее еще поддерживает

насчет архитектуры -- как раз никаких деталей, просто выложили схему потоков данных ...
Колобок всегда с подозрением относился к предложениям друзей поиграть в боулинг

Аватара пользователя
Noize
Клубный Субарист
Апрель 2015 / 156
Авто: Subaru Forester 2004
Откуда: г.Пушкин

Re: Снова не работает ФИС. Почему и как она устроена

Сообщение Noize » 05 май 2015, 10:36

Им все равно угатовано местечко за это сами знаете где!
Изображение

Аватара пользователя
Pitersky
Клубный Субарист
Март 2015 / 140
Авто: WRX Wagon (ex SF5 STI AT)

Re: Снова не работает ФИС. Почему и как она устроена

Сообщение Pitersky » 05 май 2015, 21:58

Noize (Viktor Gabenov) писал(а):Им все равно угатовано местечко за это сами знаете где!


Да нам всем там уготовано независимо от заслуг. Или мы про разные места..

О модернизации: "госы" и многие крупные компании бывают реально очень архаичны. Как ITшнику, доводилось писать костыли для приложений 6-8 летней давности. А в одной очень крупной телекоммуникационной компании (1 место в США по числу абонентов) до сих пор IE7 в поддержке даже в новых внутренних (т.е. для сотрудников) проектах. И это нефига не экономит их деньги))


Вернуться в «Новости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и 3 гостя