День 11. Перевал Чике-ТаманС утра пораньше мы выдвинулись дальше. Посмотрели сам Семинский перевал (высота 1717 м.), но он особо не впечатлил, каких-либо головокружительных видов и пейзажей там нет. Больше понравился расположенный там же участок (типа мини-рынка), где продавались различные местные изделия, мед, магнитики и пр. национальные предметы и т.п., где мы на обратном пути и закупились различными подарками для своих. Интересными были местные лакомства Чок-Чок - их еще называют алтайскими рафаэлками - такой белый шарик, как и одноименная конфета, скатанный из дробленых кедровых орешков, меда, муки и еще чего-то там. Вкус на любителя, не такой сладкий, но нам понравилось, очень необычное лакомство. Причем видели мы его в продаже только на этом рынке, больше нигде не встречали. Затем заехали в парк «Уч-Энмек», который тоже не впечатлил. Он больше рассчитан на тех, кто увлекается духами, эзотерикой и т.п., на его территории даже есть место для проведения ритуалов и обрядов, крайне своеобразное место, на любителя.
Ну а следующим был перевал Чике-Таман (высота 1295 м.). При чем на самом перевале не так интересно, так как его попросту превратили в большой рынок, заставив торговыми палатками и т.д., да и виды с этой смотровой площадки не очень. Но мы нашли другую точку, немного не доезжая до него - там есть возможность подняться пешком в гору, и вот оттуда уже обалденные виды, открывающиеся на горы и пейзажи Алтая. Также похожую точку мы нашли, проехав сам перевал, где-то через километр после него - оттуда также открываются невероятной красоты пейзажи, круче, чем на самом перевале, и народу никого нет. Там мы отлично в тишине полюбовались красотами Алтая, и поехали дальше. Кстати, на самом перевале приключилась поломка моих сандалий, которые порвались. Осложнялось все тем, что кругом по пути были камни, и идти дальше без обуви было не вариант, изрезал бы все ноги. Хорошо, что в машине был армированный скотч, которым я и замотал сандалии, так с такими оставшуюся дорогу и проехал.
Потом поехали смотреть слияние рек Чуя и Катунь. По пути попались интересные скалы, как из прессованного серого песчаника, на котором можно выцарапать любую надпись или рисунок. Слияние рек достаточно интересное, они разного цвета - одна грязно-серого, вторая - бирюзового, и место слияния четко видно по цветам. Потом был путь до базы отдыха Игисту-коль, расположенной в горной глуши, на берегу одноименного озера, по пути к перевалу. Виды там очень красивые, и очень разнообразная дорога с серпантинами, уклонами и пр., тем, кто любит ездить за рулем, однозначно понравится, интересный опыт. По пути был водопад Ширлак (Девичьи слезы), очень красивый и живописный, но подниматься к нему непросто, там очень крутая, узкая тропа в гору, но оно того стоит.
Далее проехали через Улаганский перевал (высота 2080 м.), заскочив попутно в музей под названием «Застава». Очень интересное место, в нем на столбах установлены остовы машин, которые когда-то упали в местные обрывы и их вытащили оттуда. Также там проживает дружелюбный черный кабанчик, который не любит нетрезвых женщин. Одна подвыпившая дама с банкой пива подошла к нему, чтобы погладить, но он так недовольно хрюкнул в ее сторону, что она от неожиданности не удержалась на ногах и присела прямо на задницу, облившись пивом. Было достаточно забавно, и все от души посмеялись над этой ситуацией, в том числе и сама любительница пива. Кабанчик этот очень добрый, ухоженный и приятный. Также там были лошадки, которых можно погладить, и им это тоже очень понравилось.
Затем мы добрались до нашей базы отдыха, где до этого забронировали номер. По описанию в интернете, это одна из более-менее нормальных баз отдыха в тех районах, но нас постигло разочарование. Да, база отдыха расположена на берегу красивейшего озера Игисту-Коль, с великолепными видами, и представляет собой домики посреди леса с кроватями внутри (это считалось номером с удобствами), и все. Душа и воды нет, холодильника, микроволновки, чайника и т.п. тоже нет, туалет на улице, один на все домики, как и пара краников с холодной водой. Можно заказать баню, но стоит она негуманно. Причем по телефону была озвучена одна цена за домик и баню, но при виде гелика цена выросла в полтора раза, хотя я уже привык к таким метафорам. В домике одна розетка, к которой можно подключать только мобилу для зарядки, иначе, как сказал хозяин, вышибает какие-то предохранители. Электричество дается вечером на пару часов, судя по всему, от дизель-генератора. Связи нет от слова совсем, вайфая, разумеется, тоже. Какой-то очень ограниченный интернет был лишь у хозяина базы, через него он и выходил на связь по вотсапу, когда мы бронировали номер. Такой отдых пойдет для тех, кто хочет полного отрыва от цивилизации и проживания исключительно в первоначальных природных условиях, но нас такой вариант не устраивал. Впрочем, как я понял, в том горном районе все базы по сути именно такие, поскольку ввиду трудностей логистики что-то более комфортное обустроить практически нереально, либо будет стоить больших денег и не окупится. Изначально планировалось остаться тут подольше, но при таких раскладах единогласно решили лишь переночевать, а на следующий день доехать до перевала Кату-Ярык (высота 1200 м.), Чулышманской долины и возвращаться до села Акташ, где искать нормальный ночлег. С этого дня все планы пошли по-другому, и началась череда «веселых» приключений (куда уж без них), о которых я расскажу далее.
- 11 вид.jpg (84.23 КБ) 5254 просмотра
- 11 вид2.jpg (108.1 КБ) 5254 просмотра
- 11 вод.jpg (158.76 КБ) 5254 просмотра
- 11 застав.jpg (123.76 КБ) 5254 просмотра
- 11 озер.jpg (119.38 КБ) 5254 просмотра
- 11 слиян.jpg (95.06 КБ) 5254 просмотра
- 11 столб.jpg (116.58 КБ) 5254 просмотра
- 11 улаг1.jpg (119 КБ) 5254 просмотра
- 11 улаг2.jpg (138.64 КБ) 5254 просмотра
- 11 учэнм.jpg (144.55 КБ) 5254 просмотра
День 12. Перевал Кату-Ярык и Чулышманская долинаИтак, мы проснулись, слегка позавтракали и поехали. Дорога до перевала местами сильно разбитая, с огромными ямами, в которых запросто можно убить подвеску. Одна машинка там так и стояла, покрытая толстым слоем пыли, похоже не первый день, с выкорчеванными колесами, несколько других меняли пробитые колеса. Также очень много гравийных участков с поверхностью стиральной доски, трясущих машину по полной программе, куча крутых спусков-подъемов со слепыми поворотами и т.д. - Карелия отдыхает.
А в одном из поселков по пути нас атаковала обезумевшая собака. Едем, никого не трогаем, и тут все мы наблюдаем, как прямо к нам со всей дурью несется с лаем собака, дворняга средних размеров, прямо под машину, с дурным взглядом «я вас всех сожру!» и вздыбившейся шерстью. И бросается с лету прямо на машину! Моя девушка аж завизжала, а я поддал газу, чтобы она (собака) не влетела под передний бампер и колеса, и собака со всей дури влетела в заднее колесо, отлетела от него как мячик, и с воем побежала обратно. Уж не знаю, какие там у нее повреждения по итогу, но сильный удар чувствовался даже внутри машины. По результатам осмотра машины повреждений обнаружено не было, только резиновая накладка на пороге чуть соскочила, я ее обратно к порогу прицепил, и порядок.
Добравшись наконец до перевала, мы облегченно вздохнули, посмотрели местные красоты, пофотографировались и перекусили в кафе. Везде требуется наличка - хорошо до этого в банкомате снял денег. Затем мы спустились в долину Чулышман по их знаменитому крутому спуску. Это очень крутой уклон (как пишет интернет, 700), да еще и каменисто-гравийный, с одной стороны - скала, с другой - пропасть. Спуститься-подняться по нему еще сложнее, чем на Чертов палец, к технике еще больше требований - хорошо подумайте, прежде чем по нему спускаться - не каждая машина выдержит, особенно обратный подъем. Если вы там где-то на подъеме встрянете, и не сможете тронуться и дальше поехать, а такое вполне возможно - пакет экстрима обеспечен. Для тех, чья машина «не вывозит» такие нагрузки, местные за деньги на тросе их затаскивают своими машинами или трактором. Я справился самостоятельно
И снова наши планы скорректировались, поскольку, оценив дорогу, я понял, что Ретранслятор в этот день уже не осилить (а по планам у меня были и перевал, и Ретранслятор в один день), и решили просто найти жилье, переночевать, а на следующий день уже ехать покорять Ретранслятор. Для этого мы поехали обратно в Акташ искать жилье, и тут началась очередная порция приключений. Сперва посреди дороги как-то странно зазвучал выхлоп - я остановился посмотреть, что произошло и ошалел от увиденного - от кочек и тряски по этой дороге резонаторы старенькой выхлопной системы слева и справа оторвались от труб и просто свесились вниз - хорошо, что ни на каких кочках в землю на ходу не воткнулись - разворотили бы внизу все, что можно, вместе с бензобаком, и машина превратилась бы в недвижимость посреди гор! Я потихоньку двинулся дальше до ближайшего места, где можно спокойно осмотреть и подлатать машину, нашел такую площадку, и в этот момент разразилась гроза, гром, молнии и пошел проливной дождь. И вот я под проливным дождем, постелив какую-то пленку из багажника на землю, лазал под машиной, пытаясь сообразить, как быть дальше. В итоге один резонатор я просто открутил от креплений и снял, бросив в багажник, а вот второй так снять не получилось (он приварен к другой части выхлопной системы, и всю эту конструкцию в тех условиях снять нереально) - пришлось его примотать стальной проволокой к раме и другой трубе (хорошо, что проволока была в машине), так и доехал до Акташа. Несмотря на тряску и тяжелую дорогу, моя конструкция выдержала, но машина стала, конечно, гораздо шумнее. По приезду в Акташ я стал сразу искать сервис - там их всего три. Два сказали, что такое не делают, но сослались на третий, что там могут помочь, но он уже не работал, нужно ждать завтра, поэтому ремонт отложил на следующий день.
Второй задачей был поиск жилья. Тут стало еще веселее - в селе было большое количество объявлений, вывешенных на местных домиках в виде огромных плакатов с фразами «Ночлег. Места есть». Звонишь - а их нет! Мы так обзвонили с пару десятков домиков, которых видели, а потом принялись обзванивать подряд все гостиницы и гостевые дома, которые нашли в интернете, яндекс-картах и т.п. - там та же история - все занято, мест нет. Была пара вариантов переночевать за 10 000 рублей, но это перебор, и мы их отбросили. В одной гостинице посоветовали другую базу отдыха, что там есть места за нормальную цену - как выяснилось, что эта база находится в 50 км. по той скверной дороге, с которой мы только что приехали! Ее тоже отмели, сын уже говорил, что пора перейти к плану «Б» и заночевать в машине, но хотелось нормально помыться и отдохнуть, так как последняя пара дней с их приключениями реально вымотали. Решили еще позвонить в несколько мест, я уже начал обзванивать гостиницы близ Акташа, но там тоже все глухо. Но одна женщина сказала, что есть вроде как места в соседнем селе Чибит (на машине 10 мин. езды), дала контакт - и о чудо! У них оказался свободный домик со всеми удобствами за нормальную цену, в котором мы и остановились. Помылись, перекусили и завалились спать. Завтра нас ждал очередной непредсказуемый день.
- 12 кат.jpg (154.03 КБ) 5254 просмотра
- 12 чул.jpg (124.91 КБ) 5254 просмотра
День 13. РетрансляторИтак, новый день, полный надежд. С утра летим в сервис, но там нас ждет пренеприятнейшее известие - они ремонтом не занимаются, только шиномонтаж. Но ведь где-то же местные ремонтируются? Спросил у пары проезжих, они сказали, что во всей округе с ремонтом беда полная, в основном ездят ремонтироваться в Барнаул или Горно-Алтайск, но нам такой вариант не подходил. Тогда я решил на свой страх и риск ехать на Ретранслятор так, на проволоке, ведь проехали же мы по хреновой дороге с Кату-Ярыка несколько десятков километров! Я еще раз проверил свою конструкцию, все держалось отлично, и мы погнали на Ретранслятор (высота 3062 м.). Сразу предупреждаю тех, кто планирует туда поехать на своей машине - трижды подумайте, и, если есть хоть тень сомнения, откажитесь - дорога там намного сложнее, чем все предыдущие, вместе взятые. Это жесточайший офф-роуд по камням, местами острыми, местами огромными, мокрыми от протекающей там речушки, промоинам от дождей и ямами, и все это в крутой горный подъем, на котором местами даже моя машина «вывозила» с большим трудом. При чем малейшая ошибка в ряде мест реально может привести к сваливанию в жестокий кювет, либо к посадке на брюхо (и как там ее потом сдергивать в тех условиях?), либо к фатальному повреждению подвески и всего того, что под днищем машины. Второй момент, на который обязательно обращаю внимание - наличие понижайки, блокировок (хотя бы межосевой) и соответствующей геометрии (клиренс и пр.). Ну и резина - простая шоссейка там скорее всего не прокатит (у меня хорошая АТ-ка, я доволен тем, как она отработала в тех условиях).
Когда я ехал, сперва блокировки не включал, и наткнулся на первое препятствие, где пришлось ходом вкатываться на межосевых (и это в крутую горку по камням!), было очень очково, но справился, хотя больше боялся за свою выхлопную, но никаких проблем не возникло. Я еще подумал - какая тяжелая дорога, настоящее бездорожье! Но потом пошло следующее препятствие - и когда я увидел его, ужаснулся - как это можно проехать! Пассажиры вообще в шоке были - куда мы лезем и как вообще через такое может проехать машина? Тут и у меня уже мелькнула мысль - может ну его, развернуться и ехать обратно? Но нет - русские не сдаются! Ведь другие же проезжают, неужели я не справлюсь? К счастью, моя «психологическая проходимость» соответствует проходимости гелика, поэтому я не развернулся, а поехал дальше. На межосевых забраться не смог - жесткое диагональное вывешивание в гору не давало возможности заехать, даже ходом. Перед нами ехал крузак, водитель из него спросил - нужна ли помощь, может затащить тросом? Я поблагодарил его, сказал, что все-таки сам попробую, а уж если не выйдет, то тогда да, помощь понадобится. Тогда я прикинул траекторию, включил задние межколесные блоки, набрал чуть хода - и проехал! В очередной раз убедился, что межколесные блокировки - тема, но нужно уметь ими пользоваться. Как я выяснил потом, у тех машин, которые туда ездят (в основном местные возят туристов на экскурсии и т.д.), стоят межколески (либо самоблоки и т.п.), и носятся они там так, чтобы ходами пролетать многие препятствия, убивая при этом авто. За нами следом вдалеке ехал гранд-чероки, но на самом сложном препятствии он, похоже, не рискнул ехать дальше, либо не смог преодолеть, развернулся и поехал обратно. Следующий момент - разъезды со встречными. Пару раз при таких разъездах мы проезжали прямо по краю обрыва, по камням, в сантиметре от встречной машины - было жутко стремно, нервишки пощекотали себе знатно! Так что свои навыки тоже оценивайте адекватно. В этот момент я подумал, что может не так и плохо, что пришлось ехать одной машиной - неизвестно, как бы с этим справились другие экипажи, и поехали бы вообще в такую авантюру.
В итоге мы добрались до Ретранслятора, на площадке которого стояли в основном уазы да старые крузаки, и многие смотрели на нашу машину, как на какую-то диковинку, непонятно как сюда забравшуюся, да еще с питерскими номерами. Наверху был сильный холодный ветер, поэтому накинули куртки и надели штаны. Полазали по горам, посмотрели окружающие пейзажи - это невероятнейшая красота! Ощущение гор, высоты, чистота воздуха и снежные вершины - оно того стоило, не зря сюда приехали, всем настоятельно рекомендую посетить это место, если не на своей машине, то как минимум скататься на экскурсию с местными, благо такие услуги там много кто предлагает. Также там наверху есть прикольное место - скамеечка, которая установлена практически на краю обрыва, и на ней очень здорово просто посидеть и подумать о вечном, глядя с высоты птичьего полета на захватывающие горные пейзажи и на красоту, простирающуюся под ногами, когда вокруг тебя такая тишина и умиротворение. На обратном пути мы посмотрели заброшенный ртутный рудник и отвалы породы в виде горы, и двинулись к следующей точке. Дорога вниз оказалась такой же сложной, как и наверх. Тут только на понижайке, и следить за тормозами, чтобы не перегревались, иначе легко можно вылететь с дороги в обрыв.
Спустившись с Ретранслятора перевели дух, проверили машинку - все было отлично, без потерь, хотя пару раз я при спуске опасно задевал провисшим глушаком камни, и приходилось менять траекторию, чтобы не повредить машину, что также дополнительно усложняло мне пилотирование. Я решил забить на бессмысленные попытки найти сервис, и так и ехать со своей проволочной конструкцией весь оставшийся путь. Уж если она Ретранслятор выдержала, то с остальным и подавно справится. В этом плане гелик отличная машина - после пройденного пути, вчерашней сложной дороги до перевалов, и сегодняшнего тяжелого подъема на Ретранслятор, я еду на нем не в сервис, а с комфортом продолжаю путешествие по Алтаю и проезжаю оставшуюся дорогу до Питера в несколько тысяч километров без каких-либо проблем. Машин, способных на подобное, единицы, и я очень доволен своим выбором. Затем мы съездили посмотрели гейзерные озера - достаточно интересный природный объект, перекусили в местной кафешке в Акташе под названием «Вкусная точка» (там действительно очень вкусно и недорого кормят), и поехали отдыхать после насыщенного дня. На следующий день нас ждал Марс.
- 13 вид.jpg (149.68 КБ) 5254 просмотра
- 13 вид2.jpg (137.54 КБ) 5254 просмотра
- 13 вид3.jpg (101.57 КБ) 5254 просмотра
- 13 вид4.jpg (144.25 КБ) 5254 просмотра
- 13 вид5.jpg (156.81 КБ) 5254 просмотра
- 13 вид6.jpg (140.05 КБ) 5254 просмотра
- 13 вид7.jpg (138.26 КБ) 5254 просмотра
- 13 гейз.jpg (142.61 КБ) 5254 просмотра
- 13 дор.jpg (156.06 КБ) 5254 просмотра
- 13 дор2.jpg (115.98 КБ) 5254 просмотра
- 13 ретранс.jpg (102.37 КБ) 5254 просмотра
- 13 скам.jpg (146.31 КБ) 5254 просмотра