Человек и микрофон Формула-1

АВТОспорт за пределами России
Аватара пользователя
Piligrim
Администратор
Октябрь 2005 / 9118
Авто: Forester 2.0 STurbo 2001MY.
Откуда: Питер

Человек и микрофон Формула-1

Сообщение Piligrim » 11 дек 2011, 23:39

Человек и микрофон Формула-1

Изображение

Интервью с ведущим пресс-конференций Ф-1 Боб Костандурос.
Олег Карпов



Его имя наверняка вам незнакомо, даже если вы следите за «Формулой 1» на протяжении многих лет. Но без Боба Костандуроса невозможно себе представить паддок чемпионата мира. Он – ведущий пресс-конференций FIA, друг Кеке Росберга, поклонник таланта Виталия Петрова и один из немногих людей в паддоке, кто не в восторге от возможного возвращения в чемпионат Кими Райкконена. «Мотор» поговорил с человеком, чья работа – говорить с пилотами Ф-1.

Боб Костандурос ведет официальные пресс-конференции FIA по ходу этапов Формулы-1 уже больше двадцати лет подряд. Он сопровождает гонщиков во время парада пилотов перед началом Гран-при, а если вы когда-нибудь наблюдали за гонками с трибун, то вам уж точно знаком его голос. Почти четверть века Боб комментирует гонки Формулы-1 на трассе для фанатов, и ведет церемонии награждения.

«Мотор» узнал у Костандуроса, о чем можно и нужно говорить с пилотами Ф-1, кто из них самый приятный и самый неприятный собеседники, а также кто из гонщиков последним приходил на официальную пресс-конференцию FIA с переводчиком…
– Боб, ты в курсе, что у тебя работа, которую хотят иметь иметь десятки тысяч людей?
– Не уверен. Для этого надо понимать, сколь много мне приходится работать. Есть две разные пресс-конференции: одна – телевизионная, где пилоты отвечают на вопросы ведущего в прямом эфире сразу после квалификации или гонки, вторая – пресс-конференция, на которой присутствуют журналисты. Их тоже несколько: это и те, что проходят после окончания сессий в субботу и воскресенье, сразу после телевизионной части, и те, которые мы делаем по четвергам и пятницам. Я как-то давным-давно вел еще и телевизионную, но не делаю этого сейчас – это было бы слишком. Ведь я занимаюсь не только пресс-конференциями. Я комментирую гонки, провожу церемонию награждения, парад пилотов перед стартом. Так что для телевизионной части приходится нанимать других людей. И в этом, кстати, есть своя сложность – мне все время необходимо придумывать вопросы, отличные от тех, что уже были заданы в прямом эфире. Я сижу перед началом пресс-конференции, слушаю, о чем говорят пилоты, и вычеркиваю – окей, этот вопрос уже не пригодится, этот тоже, и этот. Достаточно сложная работа. После каждой гонки у меня остается невероятно подробная стенограмма. Мне надо записать все что произошло и на каком именно круге – все это я делаю, не переставая комментировать гонку для зрителей на трибунах. Зато после любого Гран-при я могу подойти к пилоту и сказать что-то вроде: «На круге таком-то у тебя было преимущество в три секунды над тем-то, а на следующем осталась всего одна. Что произошло?».

Изображение
Офис Боба Костандуроса – именно отсюда разлетается львиная доля цитат после каждого Гран-при.

– Как началась твоя карьера?
– Дай-ка вспомнить. Я работал на авторитетный британский еженедельник Autosport с 1972 года по 1977-й, а после этого стал фрилансером. Ездил в кемпере с гонки на гонку по всей Европе. И как раз в это время начал работать на FOCA-TV – это была, наверное, первая телевизионная компания Берни Экклстоуна. Представь, нас было всего трое. Ты сейчас видишь эти огромные тенты, которые привозят телекомпании, а тогда мы все делали втроем. Я занимался интервью и еще какими-то мелочами. Но очень много времени тратилось впустую. Все было организовано не так, как сейчас. Приходилось часами ждать парней, вроде Айртона Сенны или Алена Проста…
– В то же время я начал комментировать гонки в Ле-Мане, на трассе – для болельщиков на трибунах. И именно там меня услышал Берни – так я получил работу комментатора здесь, в Формуле-1. Это был год 1984-й или 85-й. С тех пор я комментировал практически каждую гонку чемпионата. Теперь пресс-конференции и комментарии – две мои главные задачи в ходе уик-энда. Ну и парад пилотов – его я люблю, пожалуй, больше всего. Во время парада тебе не надо задавать сложные вопросы, ты просто пытаешься дать пилотам поприветствовать болельщиков. Просто поболтать с ними.
– Про это я и говорю – найдется немало людей, которые бы согласились делать это вместо тебя.
– Как ты говоришь, моя работа – беседовать с гонщиками Формулы-1. Но есть важная делать – мне надо стараться не выставить себя дураком. Это ты можешь задавать глупые вопросы и потом просто не включать их в интервью. К тому же, многие из пилотов не знают всех журналистов лично. Вам проще. Ко мне же они могут подойти после пресс-конференции и сказать: «Что за глупости ты говоришь?» Но в чем-то, конечно, ты прав – в этом много позитивных моментов. Я помню гонку в Бельгии в этом году, когда Михаэль [Шумахер] отмечал 20-летие с начала своей карьеры. Во время парада пилотов я ехал с ним в том «Мерседесе» – но фактически полулежа, так что меня не было видно, – и задавал ему вопросы. Это был фантастический круг, одно из самых запоминающихся интервью в моей жизни. Он сказал тогда: «Поднимайся, сядь рядом со мной». Но я ответил: «Ты звезда, я – нет». К тому же, я был одет только в «поло»…

Изображение
Видите Боба Костандуроса на этой фотографии? А он есть – его рука с микрофоном едва видна внизу.

– Кто самый интересный собеседник из пилотов?
– Чемпионы мира всегда были хороши на итоговых пресс-конференциях. Они хотят высказаться, объяснить что чувствуют. Сенна подолгу готовился к ответам, его было очень интересно слушать. Михаэль тоже всегда был хорош. Честно говоря, я не люблю, когда он приходит на пресс-конференции по четвергам. До начала уик-энда ему просто не о чем говорить – он плохой собеседник. Но он очень хорош тогда, когда ему есть, что сказать.
– Тем не менее, для меня самые интересные пресс-конференции те, что проходят с техническими директорами. С таким людьми, как бывший инженер Renault Пэт Симондс, например, босс Mercedes GP Росс Браун, технический директор McLaren Падди Лоу. Они понимают, что у них сложная работа, и все они воспитанные люди и не хотят ввести в замешательство журналистов, так что объясняют все долго и подробно. Из пилотов, как я уже сказал, хороши чемпионы мира. Михаэль; иногда очень хорош Себастьян Феттель. Всегда непросто было с Кими, но когда он улыбался, это было здорово.
– Я как раз хотел спросить о Кими. Скучаешь по нему?
– Боюсь, что нет. Но попытаться заставить его улыбнуться – это всегда интересный вызов.
– Как ты знакомишься с новичками?
– Пытаюсь подойти познакомиться перед пресс-конференцией. Просто представиться, сказать: «Я там задам пару вопросов». Конечно, у них есть пресс-секретари, которые объясняют им как себя вести, но мне всегда неловко, когда новичка сажают в правый верхний угол. По четвергам мы обычно рассаживаем пилотов в два ряда, и есть правило, по которому я начинаю беседовать с человеком, который сидит именно в правом верхнем углу. Мне кажется, это не слишком честно – заставлять новичка начинать пресс-конференцию. Они часто очень скованны.

Изображение
– Как тебе Виталий Петров?
– Он отличный собеседник. Да и гонщик. Я бы сказал, что он и Камуи – два гонщика, которых я люблю больше всех. Они из тех парней, что прорвутся с задних рядов, если не слишком хорошо выступят в квалификации.
– Был удивлен увидеть его в Австралии на пресс-конференции после гонки?
– Да, но мне всегда нравится, когда кто-то новый попадает на пресс-конференцию после гонки. И топ-пилоты тоже – им надоедает сидеть рядом с одними и теми же людьми, так что они всегда с удовольствием принимают участие в беседе, когда рядом появляется кто-то еще.
– Какая пресс-конференция была худшей в твоей карьере?
– Видишь, в чем моя проблема – у меня не слишком хорошая память. Первое, что приходит на ум – Имола, 1994 год. Да, это была достаточно тяжелая пресс-конференция. Мы не знали тогда, что Сенна погиб, но уже понимали, что ситуация очень тяжелая. Но, честно говоря, я уже не помню деталей. Еще та пресс-конференция в Австрии… В каком году это было?
– Если ты про ту гонку, когда Рубенс уступил отдал победу Шумахеру, то в 2002-м.
– Да. Атмосфера была худшей, которую только можно себе представить. У тебя за спиной несколько десятков журналистов, настроенных против пилотов, сидящих перед тобой. Все были очень разочарованы, включая меня…

Изображение
Австрия, 2002 год. Подиум – за несколько минут до одной из «худших» пресс-конференций Боба Костандуроса.

– Ты задаешь неудобные вопросы?
– Да. Меня никто не ограничивает. Но ведь можно задать неудобный вопрос правильно. Ты не должен обвинять. Спрашивать: «Какого черта ты сделал то-то и то-то?». Можно спросить: «На таком-то таком-то круге был интересный маневр… Ты можешь объяснить, что именно произошло?».
– Можешь припомнить самый забавный эпизод?
– Эдди Джордан как-то выплеснул на меня стакан воды во время пресс-конференции за то, что я назвал его Эдди Ирвайном. Это было в Бразилии, и у меня есть оправдание. Я приземлился утром – это был рейс из Великобритании – и сразу направился на трассу. Я был уставший, и когда представлял участников, автоматически сказал: «Также у нас здесь Эдди Ирвайн», и через секунду Джордан выплеснул на меня стакан…
– Еще была история, когда Нельсон Пике выиграл в Канаде – после того, как Найджелл Мэнселл замедлился на последнем круге. На пресс-конференции Пике сказал, что «практически кончил в машине». Да-да – он сказал, что фактически был близок к оргазму. Парни были в восторге. А еще одна история, увы, так и не случилась. Тоже в Канаде, лет шесть назад на пресс-конференции вопрос хотел задать сам Берни. [Бывший владелец Minardi] Пол Стоддарт сидел в президиуме, а в то время как раз ходило много разговоров о том, сколько и какие команды должны получать доходов от трансляций. Берни пришел в зал, поднял руку, но я просто не увидел его и объявил, что пресс-конференция окончена.

Изображение
– Когда в последний раз кто-нибудь приходил на пресс-конференцию с переводчиком?
– Был один инженер из Renault… Бернар Дюдо. Он не говорил по-английски. Из пилотов это, наверное, Оливье Панис. Это был Гран-при Франции, и Оливье сказал: «Мы во Франции, мы должны говорить на французском». Это французы… Когда они у себя на родине, они всегда себя так ведут. Что ж, если ты не хочешь, чтобы остальной мир тебя понимал – нет проблем. Петер Заубер тоже приходил на пресс-конференцию с переводчиком.
– Кого из пилотов сложнее всего понимать?
– Марка [Уэббера]. Его акцент… иногда вообще невозможно понять, что он говорит! Даже для англоговорящих. Был японский пилот, Тора Накаги, у которого был плохой английский. Иногда японцы просто пережевывают слова, и ты не в состоянии даже примерно понять, что они пытались сказать. Но я не имею право их за это критиковать — они думают на другом языке, у них совершенно другое произношение.

Изображение
– У тебя есть друзья среди пилотов?
– Из нынешних нет. Мой лучший друг из числа гонщиков – из прошлого. Это Кеке Росберг. Но мы подружились еще до того, как я стал вести пресс-конференции. Он всегда был отличным другом. Когда у меня был кемпер, я частно приезжал у нему в Хайдельберг. Я не оставался у него спать в квартире, потому что у меня были не слишком хорошие отношения с его подружкой – она всегда ему говорила: «Почему бы ему не остаться в своем кемпере?»
– Это мать Нико?
– Нет, не она. Я даже не помню ее имени. Мы недавно, кстати, вспоминали о тех временах, и Кеке сказал, что тоже не помнит, как ее зовут. Это, конечно, неправда, но она была та еще…
– С кем были самые сложные отношения?
– Я могу с уверенностью сказать, что у меня хорошие отношения со всеми пилотами Формулы-1. Проблемы были только с Найджеллом Мэнселлом. Когда я получил работу комментатора, он долгое время думал, что я подсидел человека, с которым он был дружен. Но это неправда. Более того, моя жена, которая в те времена также работала в Формуле-1, нанимала того парня, и я бы никогда в жизни не стал переходить ему дорогу. Да и просто не имел для этого возможности – я же не могу нанять сам себя. Но Найджеллу кто-то сказал в Williams, что я избавился от этого парня, так что отношения у нас были напряженными. Сейчас, правда, все в порядке.
– В остальном, у меня никогда не было проблем с гонщиками. Они все время здороваются при встрече, а когда тебе «привет» говорит пилот Ф-1 – это и правда здорово.

http://motor.ru/articles/2011/11/02/costanduros/
Стабильного наддува тебе Субарист!
...нет ничего нового: все новое — это хорошо забытое старое!
...Пессимист - это хорошо информированный оптимист, а оптимист - хорошо инструктированный пессимист.
...не работаю в Созвездии с 01/01/2019, ушёл на пенсию.

Вернуться в «Мировой АВТОспорт»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя