Песчаная мечта

АВТОспорт за пределами России
Аватара пользователя
Piligrim
Администратор
Октябрь 2005 / 9118
Авто: Forester 2.0 STurbo 2001MY.
Откуда: Питер

Песчаная мечта

Сообщение Piligrim » 08 янв 2011, 23:20

Песчаная мечта     


Первого января 2011 года стартует главное автоспортивное событие зимы —  ралли-рейд "Дакар". И пусть непосредственно к сенегальскому Дакару, как и  ко всей Африке, марафон отношения уже не имеет, знаменитая гонка  сохранила свою романтическую ауру и невероятную сложность.

Идея супермарафона "Париж-Дакар" родилась у французского мотогонщика  Тьерри Сабина после того, как участвуя в ралли-рейде "Абиджан-Ницца",  пилот заблудился в пустыне Сахара и несколько дней плутал в африканских  песках. Вернувшись во Францию, Сабин не бросил автоспорт, а организовал  самую сложную гонку на планете. Маршрут соревнования, придуманного  Тьерри, был проложен по пустыне Сахара — той самой, что едва не лишила  жизни самого Сабина.

Изображение
  Изначально "Дакар" был придуман мотогонщиком и для мотогонщиков. И вряд  ли Тьерри Сабин в 1979 году мог предположить, что на старт "Дакара"  когда-нибудь выйдут 430 экипажей.

Первый в истории ралли-рейд "Париж-Дакар" состоялся в 1979 году: на  старт вышли 182 мотоциклиста и автогонщика. В 1980 году к двум имеющимся  классам добавились грузовики.

После отмены африканского "Дакара" в 2008 году, из-за террористической  угрозы, ралли-рейд переехал в Южную Америку. Теперь марафон проходит по  территории самой засушливой в мире пустыни Атакама. Однако замена дюн и  барханов Сахары на мелкий и мягкий чилийский песок пришлась по вкусу не  всем. Ряд энтузиастов "Дакара", во главе с двукратным победителем гонки  Жаном-Луи Шлессером, организовали собственный пробег - "Рейд Африка".  "Африка" сохранила историческую прописку "Дакара", и, как и тридцать лет  назад, стартует в Европе, а финиширует на берегу знаменитого Розового  озера в столице Сенегала.

Впрочем, ведущие гонщики и автопроизводители все равно предпочли  раскрученный бренд "Дакар" историчеки достоверной "Африке", а потому  основное внимание зрителей в этом январе будет приковано к Южной  Америке, где за победу поборются 430 экипажей на мотоциклах,  квадроциклах, внедорожниках и грузовиках.

Одинокие бойцы  В Европе главными героями "Дакара" считаются мотогонщики. И дело не  только в том, что изначально ралли-рейд задумывался именно как  соревнование двухколесных транспортных средств — просто мотоциклистам во  время гонки приходится сложнее всего. 

Мотогонщики-одиночки лишены штурмана, не защищены крышей от палящего  солнца, а в довершение - вынуждены основную дистанцию гонки проезжать  стоя, потому что в сидячем положении человеческий организм не выдержит  дикой тряски, сопровождающей движение по песку.
Неудивительно, что после нескольких лет участия на "Дакаре" на двух  колесах, многие мотогонщики пересаживаются в более комфортабельные  внедорожники: престиж не тот, зато комфорт не сопоставим.

Изображение
Мотогонщики на "Дакаре" - "универсальные солдаты", которые и рулят, и  дорожную книгу читают, и по навигации ориентируются на ходу.

При этом в сезоне-2011 зачет мотоциклов коснулись наиболее значительные  изменения в регламенте. Теперь максимальный объем двигателей  двухколесной техники ограничен 450 кубическими сантиметрами, что  подрывает конкурентоспособность многолетнего лидера "Дакара", марки KTM.  В течение восьми лет 690-кубовые мотоциклы австрийской компании не  знали себе равных в песках ралли-марафона, однако перед гонкой 2010 года  организаторы обязали всех участников мото-зачета ограничить предельный  объем двигателя. А в 2011 году на старт не будут допущены даже  "придушенные" версии старых байков — объем двигателя теперь жестко  регламентирован 450 кубиками. 
После первых сообщений об изменении кубатуры моторов австрийская  компания даже заявила о том, что покинет знаменитый ралли-рейд, однако  спустя некоторое время KTM все же выставили заводскую команду на  "Дакар". Защищать цвета фаворитов будут трехкратный победитель марафона  француз Сириль Депрэ, двукратный триумфатор ралли-рейда испанец Марк  Кома, португалец Рубен Фария и норвежец Пол-Андерс Уллевольстер,  завершивший прошлогодний ралли-рейд на втором месте.

Изображение
  За 30-летнюю историю "Дакара" в этих гонках погибли уже больше 50  человек. Основная "группа риска" - это незащищенные каркасами  безопасности мотоциклисты.

В 2011 году мотоциклетный зачет как никогда близок к тому, чтобы  прервать девятилетнюю гегемонию марки KTM. Оппоненты австрийцев  подтянулись технически и переманили нескольких звездных гонщиков из  чемпионской команды. Так, Давид Касту выступит на мотоцикле Sherco,  чилиец Франсиско Лопес с афро-французом Аленом Дюкло поедут на Aprilla, а  колоритный француз Давид Фретинье будет защищать цвета BMW. 

Впрочем, основными соперниками KTM на предстоящем "Дакаре" считается  команда Yamaha. Японская марка будет представлена португальцем Элдером  Родригесом, испанцем Хорди Вилладомсом и французом Оливье Пайном.
Отечественные поклонники двухколесной техники смогут поболеть за  россиянина Алексея Наумова и украинца Вадима Притуляка — оба спортсмена  поедут на "Хондах".

В зачете квадроциклов на старт выйдет 39 участников. Фаворитами  предстоящей гонки считаются братья Патронелли, пилотирующие технику  Yamaha: в прошлом году Маркос и Алексей Патронелли заняли два первых  места на "Дакаре". Конкуренцию аргентинцам составят француз Кристоф  Деклерк на Polaris и поляк Рафал Соник с чехом Йозефом Махачеком на  Yamaha.
Флагманы пустыни  Традиционно, подробнее всего в прессе освещается автомобильный зачет  "Дакара". Может быть, причина в большом количестве известных пилотов, а  может свою роль сыграла привычка — в общественном мнении укоренился  стереотип, что автогонки прежде всего связаны с четырехколесными  машинами.

Изображение
  Для "Фольксвагена" нынешний "Дакар" может стать последним - в случае  победы немецкий концерн собирается переключиться на другие гоночные  серии.

Фаворитом зачета внедорожников является могучая команда Volkswagen.  Немецкий коллектив пользуется стопроцентной заводской поддержкой,  привозит рекордное число механиков на бивуак, а пилотируют гоночные  "Туареги" только звезды: действующий триумфатор "Дакара", двукратный  чемпион мира по классическому ралли Карлос Сайнс, икона ближневосточного  автоспорта и серебряный призер прошлогоднего ралли-рейда Нассер  Аль-Аттия, победитель пустынного марафона 2009 года Жиньель де Виллерс, а  также американец Марк Миллер, завершивший на подиуме два последних  "Дакара".

Конкуренцию дизельным Volkswagen Race Touareg попробуют составить пилоты  Team X-Raid на прототипах BMW X3, ведомые девятикратным победителем  пустынного ралли-рейда Стефаном Петранселем, поляком Кшиштофом  Головчиком, местным героем Орландо Террановой и нашим соотечественником  Леонидом Новицким!

Впервые в зачете внедорожников у российского спортсмена есть реальная  возможность выиграть марафон: Новицкий пользуется всеми преимуществами  официального пилота дочерней команды BMW. Штурманом Леонида вновь будет  опытный немец Андреас Шульц, за свою карьеру выигравший два "Дакара" - с  Ютой Кляйндшмидт и Хироси Масуокой.

Новичок "Дакара" - одинокий прототип MINI ALL4 Racing, построенный в  стенах X-Raid. Поведет эту машину хорошо знакомый поклонникам  ралли-рейда француз Герлен Шишери. И это - лишь первая ласточка: недавно  руководство концерна BMW, владеющего английской маркой, озвучило планы  по переводу рейдовой команды компании на технику под брендом MINI –  по-видимому, в Германии сочли, что BMW сейчас не так нуждается в  спортивном продвижении, как ультрамодный кроссовер MINI Countryman. Так  или иначе, оба раллийных автомобиля концерна построены на единой  платформе, а значит сложностей с переходом на новую машину возникнуть не  должно.

Изображение
  Робби Гордон на "Хаммере" едет ярко, но не слишком быстро и иногда даже небезопасно для зрителей.

  Конкуренцию монстрам составит и одинокий американский экипаж Робби  Гордона на сверхмощном "Хаммере": в прошлом году звезда NASCAR занял в  общем зачете "Дакара" восьмое место, а марафон 2009 года завершил на  подиуме. Пару Гордону должен был составить чилийский гонщик Элисео  Салазар, ранее выступавший в Формуле-1, но по необъявленным причинам из  итоговых списков фамилия Салазара исчезла.
И все же, без экс-формулистов на этом "Дакаре" не обойдется: в обоих  четырехколесных зачетах стартует по одному пилоту, замеченному в  "Королевских автогонках". Аргентинец Норберто Фонтана выведет на старт  багги McRae, предоставленный командой Pro Dakar, а голландец Ян Ламмерс  проедет грядущий ралли-рейд на грузовике Ginaf.

Отдельного упоминания заслуживает частная конюшня Team Dessoude,  возглавляемая знаменитым французским автогонщиком Андре Дессудом. Сам  Андре на старт уже не выходит — возраст не тот — но подготовленные им  автомобили исправно борются с грандами. Первый пилот команды Кристиан  Лавьель ставит своей целью финишировать в десятке "абсолюта" за рулем  багги Proto 05. Напарниками Лавьеля по команде будут Давид Деслан на  Nissan Pathfinder и француженка Изабелль Патиссье, также выбравшая себе  багги.

Изображение
История прихода Изабелль в гонки весьма занимательна. В 1990 и 1991  годах Патиссье становилась чемпионкой мира по скалолазанию, но после  завоевания двух титулов переключилась на автоспорт. В 2004 она выиграла  кубок мира по ралли-рейдам, а количество попыток Изабелль покорить  "Дакар" уже просто не счесть. В этом году Патиссье досталось уникальное  багги Pro Pulsion, поэтому в предгоночных интервью француженка ставит  перед собой довольно амбициозные цели: "Моя машина сочетает в себе  множество достоинств. Для легкого и проворного багги дюны — родной дом.  Именно поэтому я нацеливаюсь на подиум в своей категории".

  Наконец, еще одной сильной командой этого "Дакара" является бельгийская  Team Overdrive.  Коллектив возглавляет Жан-Марк Фортин, участвующий в  ралли-рейде в качестве штурмана поляка Кшиштофа Головчика на BMW.  Ударной силой Team Overdrive станет победитель "Дакара" 2004 года в  зачете "мото" Хуан 'Нани' Рома. Испанец присоединился к команде в  последний момент, заменив поссорившегося с Фортином раллийного пилота  Фредди Лойкса. Обозреватели сходятся во мнении, что на первых  спецучастках Рома еще, быть может, сможет навязать борьбу лидерам, но в  дальнейшем Хуану будет труднее поддерживать темп гонщиков топ-команд.

Помимо знаменитого испанца, в бельгийской команде можно обнаружить еще  несколько интересных персонажей. Так, автомобилем номер 317 будет  управлять Алфи Кокс, в 2006 году пересевший с мотоцикла на внедорожник. В  свою бытность мотогонщиком южноафриканец боролся за победы, а в 2002  даже стал вторым в генеральной классификации. А экипаж под номером 324  интересен прежде всего тем, что это будет единственный стопроцентно  российский дуэт в зачете внедорожников: в кабине автомобиля Nissan  Navara поедут Александр Мироненко и Сергей Лебедев.
Дополнит представительство СНГ среди автомобилей дуэт украинца Вадима  Нестерчука и россиянина Константина Мещерякова, выступающий на  Mitsubishi Pajero Evo.
Гоночные "камионы"  "Камионами" на "Дакаре" называют грузовики: так звучит "грузовой  автомобиль" на французском, официальном языке ралли-рейда. За 29  марафонов, в зачет которых входили грузовики, россияне девять раз  первенствовали в самой брутальной категории "Дакара", что является  абсолютным рекордом легендарной гонки.
Пилоты команды "КАМАЗ-мастер" участвуют в культовом ралли-рейде с 1989  года, а первая победа пришла к коллективу из Набережных Челнов в 1996  году, когда Виктор Московских опередил 69 соперников, в числе которых  был и грозный Карел Лопрайс на Tatra. Знаменитый чех выигрывал  "Париж-Дакар" шесть раз, но этот рекорд ралли-рейда в личном зачете в  прошлом году повторил россиянин Владимир Чагин, отпраздновав шестую  победу.
В 2011 году Чагин попробует превзойти собственное достижение, а вот  Лопрайс ответить Владимиру уже не сможет: 61-летний чешский спортсмен  завершил гоночную карьеру, но оставил преемника - своего сына Алеса  Лопрайса, который в этом году стартует за рулем Tatra.
Среди соперников Чагина - еще одна Tatra бразильца Андре де Азеведо,  Iveco Жерара де Роя и Пепа Вилы, Ginaf Мартина ван дер Бринка и Вуфа ван  Гинкеля, и, конечно, многочисленное представительство тягачей MAN: в  этом году грузовики немецкой марки поведут в бой голландец Марсель ван  Влие, а также немцы Франц Эхтер, Маттиас Берингер и Дитер Деппинг.

Изображение
  В этом году "КАМАЗ-мастер" выступает рекордным составом - в "Дакаре-2011" поедут четыре заводских грузовика и два клиентских.

Но не одним Чагиным сильна российская сторона: "Дакар"-2011 станет для  команды "КАМАЗ-мастер" рекордным в плане количества гоночной техники. На  старт ралли-рейда в Буэнос-Айресе должны выйти сразу шесть  отечественных грузовиков.
К трио Владимир Чагин/Сергей Савостин/Ильдар Шайсултанов присоединится  двукратный победитель "Дакара" Фирдаус Кабиров вместе с штурманом  Айдаром Беляевым и механиком Андреем Мокеевым. Помощь двум ударным  экипажам "Камаза" будут оказывать опытный Ильгизар Мардеев и молодой  Эдуард Николаев, выигравший в 2010 году ралли "Шелковый путь". Трио  Николаев/Мизюкаев/Рыбаков — это команда будущего, с которой руководство  "КАМАЗ-мастера" связывает надежды на победы в долгосрочной перспективе.

Помимо заводских экипажей, старт на "Дакаре" примут еще два экипажа на  грузовиках из Набережных Челнов. Сергей Решетников, Андрей Рудницкий и  Мариус Адамек выступят в роли "быстрой технички" для команды BMW X-Raid,  а казахстанское трио  Артур Ардавичус, Денис Березовский и Жанат  Жалимбетов будут защищать цвета национальной команды "Астана". Правда, в  отличие от российских "камионов", этот грузовик будет оснащен  американским двигателем.
Артур Ардавичус проехал "Шелковый путь-2010" в качестве штурмана Андрея  Каргинова на "КАМАЗе" — это был его первый опыт участия в ралли-марафоне  на российском грузовике. До этого мастер спорта Казахстана Ардавичус в  дуэте с Денисом Березовским стал обладателем кубка мира по ралли-рейдам  2008 года на внедорожнике, в зачете автомобилей класса Т2.

Из любопытных персонажей грузового зачета также стоит отметить чешский  экипаж Властимила Вильдмана на "ЛиАЗе" — он станет единственным пилотом  этой марки на предстоящем "Дакаре".

Готовность номер один  Ралли-рейд "Дакар" стартует в Буэнос-Айресе первого января 2011 года и  спустя две недели изнуряющего испытания аргентинско-чилийским  бездорожьем вернется в точку отправления. В истории ралли-рейда уже было  несколько круговых гонок: например, в 1997  марафон стартовал и  финишировал непосредственно в Дакаре, но только с 2009 года такой формат  стал регулярным.

Гонщики отправятся из столицы Аргентины на север, пересекут  государственную границу с Чили и окажутся в пустыне Атакама. Восьмого  января участников ждет день отдыха в городе Арика — выходной ознаменует  начало обратного пути, возвращающего экипажи на юг, в Аргентину. Финиш  марафона запланирован на воскресенье, 16 января.

Изображение
Год назад старт "Дакара" посетили больше 300 тысяч зрителей. А на старт  "Дакара-2011" выйдут 146 автомобилей, 183 байка, 33 "квадрика" и 68  грузовиков.

В этом году звание доминирующего континента на "Дакаре" (в плане  количества заявленных гонщиков) впервые достанется Южной Америке: в  общей сложности почти треть стартующих экипажей среди внедорожников  представляет Аргентину и Чили. Также ралли-марафон 2011 года может  похвастать внушительным десантом китайских и чешских спортсменов —  никогда прежде два этих государства не делегировали столько своих  пилотов. Только в зачете внедорожников Поднебесную будут представлять  семь экипажей, а Чехию - 36 человек. Да, в большинстве своем это  любители, но не стоит забывать, что именно любители составляют костяк  самого знаменитого в мире ралли-рейда. 
Без преданных автоспорту частных экипажей "Дакар" никогда бы не получил  того статуса и той невообразимо романтической атмосферы, что по сей день  окружает главное гоночное действо января. Действо, описание которого  Тьерри Сабином не теряют своей актуальности даже спустя 30 лет: "Дакар —  вызов, для тех, кто решился, мечта, для тех кто остался". [color=rgb(255, 255, 255)]Авто.Лента[/color] 
    [align=center]      [font=georgia]Ориентирование в песках[/font]
  [color=rgb(89, 89, 89)]
[hr][/hr]
Концепция системы навигации на "Дакаре" принципиально не меняется уже  много лет: каждому экипажу выдают так называемый "роудбук" (roadbook), в  котором подробно обозначен маршрут пробега. Содержимое "роудбука"  обновляется ежедневно — гонщики узнают, куда им предстоит ехать, только  вечером предыдущего дня.

  Изображение
  [/color][color=rgb(255, 255, 255)] Мотоциклисты для навигации используют пять приборов одновременно. [/color]

Однако в следующем году работа штурманов усложнится: теперь система  GPS-навигации будет включаться не раньше, чем за 800 метров до  приближения к трехкилометровому радиусу вокруг контрольной точки. Все  экипажи обязаны проехать каждый такой "чекпойнт" — в случае пропуска им  грозит штраф в виде солидной прибавки к времени.

До 2010 года контрольные точки показывались на навигационных радарах  заранее, а штурманы с самого начала спецучастка знали, сколько  "чекпойнтов" им предстоит проехать и в какой последовательности они  идут.

Штурман Карлоса Сайнса, действующий победитель ралли-рейда "Дакар",  Лукас Круз объяснил нюансы обновленной системы ориентирования в интервью  Мotorsport:  "Это правило определенно добавляет штурману головной боли.  Дополнительная сложность в том, что теперь мы не можем предвидеть  расположение контрольной точки, которая ждет нас сразу после текущей —  "роудбук" просто не предоставляет такой информации. Вначале вы должны  убедиться, что прохождение данного "чекпойнта" засчитано — и тут же  стремглав бросаться к следующему".[/align]        [center]       [font=georgia]Главная женщина "Дакара" 2011[/font]

  Изображение


Немецкая гонщица Андреа Майер начала карьеру в автоспорте в 1989 году в  возрасте 21 года.  Майер дебютировала на "Дакаре" в 1996 в зачете  мотоциклов, пилотируя KTM. В общей сложности для немецкой гонщицы  предстоящий ралли-рейд станет уже десятым по счету — и первым за рулем  грузовика. Ее лучшее достижение — пятое место в абсолюте автомобильного  зачета "Дакара" 2004 года (Андреа выступала на Mitsubishi Pajero). В  1996, 1999 и 2001 Майер становилась быстрейшей женщиной ралли-рейда в  зачете мотоциклов. С 2003 пересела с двух колес на четыре, и в  отсутствие Юты Кляйндшмидт осталась самой известной женщиной-гонщиком на  "Дакаре".

   
Антон Погорельский 
    © Lenta.Ru
Стабильного наддува тебе Субарист!
...нет ничего нового: все новое — это хорошо забытое старое!
...Пессимист - это хорошо информированный оптимист, а оптимист - хорошо инструктированный пессимист.
...не работаю в Созвездии с 01/01/2019, ушёл на пенсию.

Вернуться в «Мировой АВТОспорт»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей